Примерное время чтения: 8 минут
307

«Что-нибудь поделаем вместе». Как воспитывать ребёнка при дефиците времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 21/02/2020
Домашний театр - это как минимум ужасно весело!
Домашний театр - это как минимум ужасно весело! Из личного архива

У современных родителей есть всё, что нужно для успешного воспитания детей: доступ к множеству идей и рекомендаций, кружки и школы раннего развития, консультации специалистов  и целая индустрия детских развлечений.

Нет у современных родителей только одного – времени.  Как воспитывать детей в условиях мобильности и непрерывной суеты?  Попробуем разобраться вместе.

Как только будет возможность

«А чем интересным мы сегодня займёмся?» – интересуется пятилетняя дочь.

«Сегодня ничем – много работы и надо съездить по делам. А вот завтра мы обязательно… То есть наверное, скорее всего, я надеюсь, что-нибудь интересное поделаем вместе».

На этой или подобной фразе я начинаю себя ненавидеть.

Нет, я, конечно, читала статьи разных психологов, которые словно утешают: ребёнок не должен всё время проводить с матерью, ему надо уметь занять себя самостоятельно. Но почему-то от чувства вины перед ребёнком эти знания не избавляют! 

Пожалуй, мало кто из современных мам похвастается возможностью откликаться на каждый призыв ребёнка и быть с ним именно тогда, когда тот просит, а не когда удаётся выкроить время от рабочих и домашних обязанностей. Что уж говорить о возможности собрать вместе всех членов семьи? Если их больше, чем двое, то это уже проблема!

Время становится настолько дефицитным ресурсом и приводит к нехватке общения. Именно поэтому очень важно качество каждой проведённой вместе минуты. Но поскольку творческой энергии на это не всегда хватает, лучше всегда иметь в запасе несколько заготовленных лайфхаков и пользоваться ими, как только появится возможность.

Давай порисуем

На самом деле рисование – это не про то, что ты взял альбом и карандаши и ушёл в уголок творить. Рисование – это когда чем угодно на чём угодно. На кафеле в ванной во время купания, сухой крупой на тарелке, красками на сухой бумаге, мокрой бумаге, камнях или деревянных палочках, пластилином, палочкой по глине, пищевыми красителями по молоку, кисточками разного размера (включая малярные) на ватмановских листах, мелками на доске, пучком цветных карандашей, глазурью по печенью… А то и вовсе водоэмульсионными красками на стенах или акварелью на лицах и других частях тела.

Рисование – это вообще про работу с формой, поверхностью и материалом. Оно и развивает  мелкую моторику, творческие способности, и позволяет ребёнку познавать и осмысливать окружающий мир.

Рисование - работа над формой, поверхностью и материалом.
Рисование - работа над формой, поверхностью и материалом. Фото: Из личного архива

 

Пластилин я слегка ненавижу в те моменты, когда он попадается мне буквально везде. Но лучшей штуки для детского развития, кажется, в принципе не существует. Главное – дать ребёнку направление о том, что мы лепим: город, историю из книжки или историю, самими придуманную.

Можно сделать какую-то постоянную пластилиновую экспозицию и регулярно пополнять её. Когда пластилин поднадоел, наступает время для солёного теста. Лепить им не так удобно, как пластилином, но для детей полезно, и им это нравится. А полученные фигурки потом можно запечь в духовке и раскрасить, а в завершение ещё и лаком покрыть.

Клеим и конструируем

Аппликации  – это тоже совсем не та скучная штука, которой все мы занимались в детском саду. Аппликация – это максимально творческий процесс, которым можно увлечь всю семью. Попробуйте вместе сделать коллаж, используя разные типы бумаги.

Если не хочется делать коллаж бесцельно, придайте этому занятию больше осмысленности: например – оформите в таком стиле семейный портрет, а то и целый альбом с семейными фотографиями, сделайте открытки для друзей, расписание уроков или семейный дневник. А ещё из бумаги можно строить замки или города, в крайнем случае – домики для кукол.

Театральные подмостки

На самом деле тема домашнего театра, очень распространённого в дореволюционной России, сегодня сильно недооценена.  Как минимум это ужасно весело! И, самое главное, не требует каких-то особых талантов.

Попробуйте начать с театра теней. Пара несложных фигурок из картона, закреплённые на палочках и подсвеченные фонариком, способны произвести на ребёнка колоссальное впечатление.

 Дальше – кукольный театр, в котором могут участвовать любимые игрушки (мне кажется, в кукольном театре самое большое впечатление производит натянутое поверх стульев одеяло, играющее роль ширмы, и возможность говорить «дурацкими» голосами).

Отдельная тема – это плюшевые игрушки на нитках. Ими можно танцевать, делать акробатические упражнения – это невероятно увлекательно. Так постепенно можно дорасти и до костюмированного театра с серьёзными драматическими ролями и костюмами из занавесок. Попробуйте – веселье всей семье гарантировано.

Шитьё, вязание и всяческое рукоделие

Если дать ребёнку в одну руку вязальный крючок, а в другую клубок ниток, то можно увлечь ребёнка всерьёз и надолго. Даже самая простенькая косичка в один ряд производит сильное впечатление и реализуется потом в промышленных масштабах.

Можно вместе шить и вышивать – это увлекает и мальчиков, и девочек. Для эффекта не нужны какие-то сложные поделки. Это тот случай, когда процесс важнее результата, и кривая сумочка для куклы может оказаться более значимой, чем купленный в игрушечном магазине модный кукольный гардероб. 

Разумеется, рукоделие не ограничивается традиционным шитьём – можно выжигать и рисовать по дереву. Можно просто набрать палочек, потом настругать их, раскрасить и использовать как музыкальные инструменты. Собственно главная задача любого хенд-мейда – показать ребёнку, что с любыми материалами можно делать всё что угодно. Вы только начните, а уж дальше он сам!

И музыка, и танцы

Музицировать вместе – это прекрасно. Правда, кажется, что для этого надо уметь играть хоть на каком-то музыкальном инструменте. На самом деле совсем не обязательно.  Как рисование призвано развивать ребёнка, помогая изучить форму и материал, так и музыка учит воспринимать звук и вибрацию.

В любом музыкальном магазине найдётся парочка несложных инструментов типа маракасов, бубенчиков и прочих трещоток. Собрать небольшую коллекцию и попробовать вместе подыгрывать любимой песне не слишком трудно, но очень увлекательно. А ведь можно делать музыкальные инструменты самостоятельно: возьмите всяческие погремушки из ореховой скорлупы, палочки разных размеров или сплетите длинную косу из ниток с бубенчиками разных размеров (продаются в швейных магазинах). Главное – чтобы всё это хрустело, звенело и постукивало в такт главной теме.

И конечно раз уж дело дошло до музыки – почему бы не потанцевать? Ничто так не сближает семью, как дикие пляски с хороводами. Не стесняйтесь выглядеть глупо – именно в такие моменты ребёнок от вас в полном восторге.

О пользе сочинительства

Дети часто сочиняют и выдают разные трактовки событий. Не все родители это записывают. А оно того стоит!

Можно сделать целую домашнюю книгу историй, куда записывать сочинённые вами и ребёнком сказки, песенки или просто забавные рифмы, присказки и дразнилки, которые есть в изобилии в каждой семье.

Не умеете сочинять? Просто записывайте за ребёнком. Спустя всего несколько лет перелистывание этой книги станет его любимым времяпрепровождением.

Прогулки – это серьёзно

Каждую прогулку можно превратить в небольшое приключение. Например, заранее спрятать на маршруте маленькие сюрпризы и потом отправиться искать их вместе с ребёнком. Или перед прогулкой распечатать карту своего микрорайона и во время гулянья отмечать фломастером пройденные маршруты.

Можно взять с собой термос и бутерброды и превратить обыкновенный выход во двор в маленький пикник. Можно поставить цель что-то собрать во время прогулки: листья для аппликаций или камушки для раскрашивания.

Иногда самая простая деталь способна превратить будни в сказочную историю. Однажды мы взяли на прогулку несколько ложек и небольшой арбуз. В тот день пошёл дождь, и мы прятались от дождя на крыльце какого-то подъезда и ели арбуз прямо ложками.

Ребёнку тогда было два года – он ещё не умел говорить. Но оказалось, что он запомнил этот эпизод навсегда. Во всяком случае, сейчас ему семь и он регулярно напоминает нам о том, как мы однажды ели вкусный арбуз ложками под дождём. Не бойтесь делать неожиданные вещи. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно