aif.ru counter
455

«Бездушные» машины. Как промышленная выставка 1896 года изменила Россию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 25/05/2016
Нижегородская ярмарка.
Нижегородская ярмарка. © / Commons.wikimedia.org

Знаменитая Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года дала мощный импульс развитию торговли, промышленности и науки в России. О роли одной выставки в судьбе державы корреспондент «АиФ-НН» беседует с Павлом Шавенковым, главным хранителем фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Что нового?

Злата Медушевская, АиФ-НН: - Павел Валерьевич, показали ли на выставке, как сейчас говорят, инновационные разработки?

Павел Шавенков: - Вообще, основным посылом выставки была актуальная сегодня идея импортозамещения. Всё, что демонстрировали, произвели в России из отечественных материалов российские инженеры и рабочие. Мы показали, что способны воплощать в жизнь передовые идеи технической мысли.

- Как же, в итоге, выставка в Нижнем Новгороде повлияла на развитие страны?

- В те годы довольно сильны были настроения, что Россия должна оставаться аграрной страной. Посетивший выставку будущий классик Максим Горький негативно отнёсся к идее технического прогресса. Он находился на выставке в качестве корреспондента одесской газеты и среди машин, выставленных в павильонах, всё искал человека-героя. В итоге, нашёл маслёнщика, который в машинном отделе обеспечивал работу «бездушных» механизмов. Инженер Владимир Шухов ему почему-то в качестве героя не подошёл...

Но благодаря увиденному в Нижнем Новгороде Николай II одобрил индустриальный путь развития державы. В этих целях приняли ряд законодательных мер, в том числе наладили систему технического образования в стране, и сегодня очень мощного.

Первый русский автомобиль.
Первый русский автомобиль. Фото: Commons.wikimedia.org

За что такая честь?

- Павел Валерьевич, насколько я знаю, все предыдущие 15 всероссийских промышленных и художественных выставок в дореволюционной России проходили в столичных городах. Почему провинциальный Нижний вдруг был удостоен такой чести?

- Не забывайте: Нижний Новгород в те времена считался «карманом России». Здесь проходила крупнейшая даже по международным масштабам торговая ярмарка. Однако в 1890-х гг. наметилось снижение экономических оборотов торжища. Это беспокоило власти и предпринимателей. При помощи выставки пытались скорректировать этот процесс и ещё раз привлечь внимание к Нижегородской ярмарке.

- Почему именно нижегородская выставка осталась в дореволюционной истории, да и в современной тоже, чуть ли не главным событием такого рода?

- Она, по сути, подводила итоги бурного развития страны в совершенно разных сферах - от сельского хозяйства и промышленности до искусства и науки. В мае 1896 года на трон взошёл Николай II. Выставка должна была подсказать новому самодержцу пути развития страны.

Кстати, ходынская трагедия после коронации царя напрямую связана с нашей выставкой. В целях экономии было решено центральный павильон в Нижнем не возводить, а перевезти подходящую конструкцию из Москвы, с Ходынского поля. После её демонтажа на поле остались рвы и канавы. Туда потом проваливались и там погибали люди в давке при раздаче царских подарков народу 18 мая 1896 года.

Овальный павильон с висячим стальным покрытием В. Г. Шухова.
Овальный павильон с висячим стальным покрытием В. Г. Шухова. Фото: Commons.wikimedia.org

Кто готов?

- Нижний Новгород располагал ресурсами, чтобы встретить такое масштабное мероприятие?

- Местные власти и общественность с энтузиазмом отнеслись к идее провести выставку. Быстро определились с местом проведения. Подошла территория лесных дач графа Шувалова (сегодня там находится Парк культуры и отдыха им. 1 Мая). Добраться до Нижнего участники и зрители выставки могли и водным, и железнодорожным транспортом. Но многие жаловались, что путь сюда менее удобен, чем до Москвы. Это сказалось на посещаемости выставки.

- Можно сказать, что нижегородцы и сегодня должны благодарить выставку за развитие городской инфраструктуры?

- На её территории не предполагалось капитальных строений, но город существенно облагородили к началу мероприятия. Построили новые здания для окружного суда и драматического театра. Торгово-товарная биржа разместилась в новом доме. Эти здания по сей день - настоящие архитектурные украшения Нижнего Новгорода.

Для нужд выставки провели три линии электрического трамвая. Нижегородский трамвай иногда называют первым в России. Однако если быть исторически точными, первый электрический трамвай в Российской империи начал действовать в Киеве в 1892 году. Но сегодня это столица другого государства, и этот факт вроде как не в счёт.

Ротонда и прямоугольный павильон В. Г. Шухова
Ротонда и прямоугольный павильон В. Г. Шухова Фото: Commons.wikimedia.org/

- Неужели такой размах мероприятия не подразумевал неких коррупционных схем? Например, нижегородцев очень беспокоит возможность применения таких схем при подготовке ЧМ по футболу в 2018 году.

- Факты расхищения бюджетных средств в газетах тех времён и дальнейших исторических исследованиях отражены не были. Но и денег тогда на ветер не бросали. Инженер Шухов усовершенствовал конструкции выставочных павильонов: их собирали из экономичных материалов с минимальным привлечением техники и рабочей силы. Потом павильоны разобрали и продали для хозяйственных нужд в разные регионы страны.

Внимание журналистов и общественности больше привлёк скандал с художником Михаилом Врубелем. Руководитель художественной части выставки Лев Бенуа отказался экспонировать неоднозначные для того времени работы живописца. Тогда один из главных организаторов выставки предприниматель Савва Мамонтов за свой счёт построил для двух картин Врубеля отдельный павильон. Павильон посетил Николай II и благосклонно отнёсся к новаторскому творчеству.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество