Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) стал музеем года в России по версии премии The Art Newspaper Russia. Эксперты оценили профессионализм его коллектива, яркие выставки и, конечно, богатую коллекцию.
Что в ней особенного, напоминает nn.aif.ru.
Клад в железной конторе
В собрании музея есть коллекция полотен выдающих художников-маринистов: Алексея Боголюбова, Льва Лагорио и, конечно, Ивана Айвазовского.
Картин известнейшего мариниста в музее девять. Одна из них, «Берега Далмации», написана в 1848 году и относится к числу ранних работ мастера.
На полотне изображён морской закат на северо-западе Балканского полуострова. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Действительно, кажется, что морская вода на картине прозрачная и вот-вот выльется за рамки холста. Эффект прозрачной воды, который создавал Айвазовский на своих полотнах, – один из секретов художника.
У шедевра живописи необыкновенная судьба. На официальной странице музея в социальной сети «ВКонтакте» сообщается, что картина, скорее всего, была куплена у Айвазовского горнопромышленником, действительным тайным советником Христофором Екимовичем Лазаревым. Он состоял с художником в дружеской переписке. В 1853 году на даче Лазарева прошла благотворительная выставка картин мастера на военную тематику.
Внуку Христофора Лазарева, одному из самых богатых промышленников Российской империи князю Семёну Семёновичу Абамелек-Лазареву картина Айвазовского, видимо, перешла по наследству. Он и сам был коллекционером живописи. По свидетельствам современников, в его петербургской квартире на Мойке и на вилле в Риме были собраны ценнейшие образцы искусства.
В Нижнем Новгороде у князя в двухэтажном доме на улице Рождественской была контора по продаже железа. Семён Семёнович скончался за год до революции 1917 года, а в декабре 1918 года в его нижегородскую контору нагрянули чекисты. По городу ходила легенда, что князь спрятал там часть своей бесценной коллекции искусства. И это оказалось правдой. В конторе обнаружили потайную комнату, где аккуратно лежали почти 1500 предметов: картины, иконы, медали, предметы из фарфора, бронзы, серебра.
Почему Абамелек-Лазарев решил скрыть часть своей бесценной коллекции в Нижнем Новгороде, выяснить до сих пор не удалось. Работы Айвазовского «Берега Далмации» и «Вид Крыма» передали в коллекцию нашего художественного музея.
Иконописный косарь
Собрание русского авангарда Нижегородского государственного художественного музея известно далеко за пределами России. Это около 50 произведений авангардистов, среди которых работы Кандинского, Родченко, Кончаловского, Фалька.
42 произведения современной живописи в 1920 году были переданы в Нижний из Москвы для Музея живописной культуры, который должен был открыться. Но здания для нового учреждения культуры в городе не нашлось, и авангардная коллекция отправилась в художественный музей.
Среди полотен было произведение одной из ключевых фигур русского авангарда – картина Казимира Малевича «Косарь». Она написана до знаменитого «Чёрного квадрата» и относится к раннему «крестьянскому» циклу кубического периода Малевича. Автор вспоминал, что в детстве летом и осенью часто любовался «цветными» крестьянами на разноцветных полях. Искусствоведы считают, что, создавая «Косаря», авангардист Малевич вдохновлялся не только яркими воспоминаниями детства, но и… иконописью, особенно иконами новгородской школы. Для них характерен красный фон, как в «Косаре». Схожи и монументальность образов, и торжественность позы. Да и лицо «Косаря», считают эксперты, напоминает иконописные лики.
Удивительно, но до наших дней это великое произведение авангарда могло бы не сохраниться. В 1940 – 1950-х годах в музеях СССР не только не пополняли коллекции «формалистических направлений», но списывали, а порой и уничтожали уже имеющиеся полотна.
А где же птичка?
Картина Огюста Ренуара «Женщина, смотрящая на птичку» – одна их жемчужин экспозиции зарубежного искусства НГХМ. Всего в этой экспозиции свыше 50 произведений живописи и скульптуры XV – начала XX века. Среди них – работы Якопо Тинторетто, Эль Греко и других.
Но вернёмся к полотну Ренуара. До Второй мировой оно, скорее всего, находилось в частной коллекции в Венгрии. Фашисты изъяли шедевр у старых хозяев и вместе с другими реликвиями от венгерских коллекционеров хотели переправить в Германию в 1945 году.
Но на станции Райнсберг состав с шедеврами искусства был брошен в связи с наступлением советских войск. Наши солдаты и обнаружили 143 полотна и восемь средневековых скульптур в деревянных коробках. Коллекция получила негласное название «венгерской», и её распределили по музеям СССР. Так «Женщина, смотрящая на птичку» Ренуара оказалась в Горьком. Сегодня многих, кто стоит у полотна Ренуара, мучает вопрос: где, собственно, птичка? Её на картине нет.
Женский портрет – лишь часть работы мастера. Фактически это отрезанный кусок полотна. Полностью работу в общих чертах можно увидеть лишь на картине приятеля Ренуара художника Фредерика Базиля «Мастерская художника на улице Кондамин, 9 в Париже». Там видно: ренуаровская дама смотрит вовсе не на птичку, а на обнажённую фигуру другой женщины. Кто выступил цензором и отсёк вторую откровенную часть полотна, доподлинно неизвестно. Возможно, это был сам Ренуар. Что стало причиной такого решения, тоже вопрос открытый.
Ещё одна неразгаданная загадка картины в том, что дама в одежде и без неё, изображённая в первоначальном варианте, одна и та же.
Женщина в платье – Лиза Трео. Она шесть лет была натурщицей и возлюбленной Ренуара. Когда они были вместе, мастер писал с Лизы все женские образы. Картина «Женщина, смотрящая на птичку» как раз относится к этому периоду жизни Лизы и Огюста.
Не «Косарём» единым
В художественном музее есть ещё много всего интересного. Одна из жемчужин коллекции русского искусства – картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана». Это единственная завершённая картина Брюллова на русскую тему.
Мало кто знает, но волшебное полотно «Ковёр-самолёт» Виктора Васнецова, висящее в зале музея в кремле, олицетворяет победу человека над природой. Оно создавалось в начале активного строительства железных дорог в России. Картину Васнецову заказал предприниматель Савва Мамонтов для зала заседания правления Донецкой железной дороги.
В музее есть отдельный зал, посвящённый творчеству Бориса Кустодиева. Центральное место там занимает «Русская Венера». Работая над полотном, Кустодиев уже был тяжело болен и не мог ходить. Чтобы писать, он использовал приспособление, которое позволяло творить полулёжа.
У художника не было подходящего по размеру холста, и «Русская Венера» написана на обороте ранней работы «На террасе». На обеих картинах - дочь живописца Ирина. В произведении «На террасе» она ещё совсем маленькая в кругу семьи, а на втором полотне – взрослая, в образе богини русской красоты.
Шесть картин Кустодиева передал музею Максим Горький.
В 1936 году после смерти писателя в музей поступила и знаменитая серия картин Николая Рериха «Майтрейя. Красный всадник», ранее хранившаяся у Горького.
Важно
Нижегородский государственный художественный музей подключён к цифровой платформе с дополненной реальностью «Артефакт». Она разработана Министерством культуры России в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура».
Посетителям музеев можно скачать бесплатное приложение «Артефакт» на мобильный телефон. Затем, наведя камеру телефона на картину, можно увидеть экспонаты НГХМ в 3D-формате и узнать интересные факты о них.
Справка
- В 2012 году международная газета, посвящённая мировым новостям искусства, «The Art Newspaper Russia» стала учредителем ежегодной премии с номинациями «Личный вклад», «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года».
- У премии высокая профессиональная репутация. Короткий список номинантов отражает главные музейные события прошедшего года.
- Музеи не подают заявок для участия в премии. Критерии отбора номинантов и победителей — публичный резонанс и высокий профессиональный уровень достижений.