Примерное время чтения: 8 минут
798

Раскрасить будни. Художник Наталия Панкова - о счастье востребованности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 02/03/2022
Картина Наталии Панковой
Картина Наталии Панковой "Две девушки", 2018 г. Наталия Панкова

Творческая жилка есть у многих, дар – у единиц. Наталия Панкова – нижегородский художник, известный во всем мире, и, безусловно, один из самых позитивных живописцев наших дней. Её яркие картины способны раскрасить самые серые будни.

Почему в искусстве «современный» не всегда означает «модный» и когда концепция важнее эмоции, «АиФ-НН» узнал у художника, участника объединения «Чёрный пруд» Наталии ПАНКОВОЙ.

Время органичного искусства

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Наталия, вы уже много лет состоите в творческом объединении «Чёрный пруд». В этом году оно отметило 35 лет с момента создания, в «Рекорде» открылась юбилейная выставка. Зачем художникам вообще объединяться? Обычно творцы любят уединение…

Наталия Панкова: – Художники действительно любят быть наедине с самим собой. Но настоящие творцы всегда стремятся быть свободными.

В советские годы этой творческой свободы не было совсем. Например, продавать свои работы, выставляться нельзя было без одобрения Союза художников СССР. У неформальных музыкантов в те времена были квартирники, а у художников – квартирные выставки, куда приходили поклонники такой живописи, коллеги-художники, коллекционеры, а порой и сотрудники КГБ – вдруг мы валютой торгуем, прикрываясь искусством?

Художники, которые вошли в творческое объединение «Чёрный пруд», писали свои работы в совершенно не схожей с соцреализмом манере. Она шла от традиций русского и европейского искусства начала XX века, непопулярных в СССР.

Неофициально объединение чернопрудовцев возникло в начале 1970-х годов. Оно выросло из многолетней дружбы горьковских художников Геннадия Урлина, Якова Васильченко, Галины Каковкиной и Алексея Сахарова. В 1987 году появилась возможность делать выставки на городских площадках, в киноцентре «Рекорд». В Нижнем Новгороде ничего подобного прежде не было! Выставки собирали огромное количество людей. Было ощущение живого, органичного искусства, и при этом талантливого.

Возвращаясь к вопросу о камерности творчества, в объединение «Чёрный пруд» на волне успеха пытались вступить многие молодые художники. Но чернопрудовцы принципиально решили, что не будут делать второй Союз художников, а останутся группой друзей-единомышленников со своими глубокими творческими и человеческими ценностями.

Я примкнула к объединению через год после создания. Ребята увидели мои работы и предложили сделать персональную выставку в «Рекорде». Я о таком в 22 года даже мечтать не могла…

– У вас был очень удачный старт. Легко ли быть молодым художником в наши дни?

– Конец 1980-х – начало 1990-х годов, несмотря на все сложности, были временем колоссального интереса к российскому искусству, особенно к живописи. Оказалось, что у нас есть много таланливых творцов, не имевших возможности выставляться в СССР.

Но художнику во все времена нужна настоящая творческая среда. Помню, в начале 1990-х годов встретила ребят из Союза художников России. У них первый вопрос: «Сколько картин продала? Сколько заработала?» Прихожу к чернопрудовцам, и мы говорим о творчестве, анализируем наши работы, ищем пути дальнейшего развития. Эта уникальная среда и сформировала меня как художника. Иначе я бы всё равно занималась искусством, но оно точно было бы другим.

На мой взгляд, ребятам, которые в наши дни начинают творческий путь, намного сложнее, чем тогда было нам. Сейчас многое доступно. Например, плати – и выставляйся. Сложно не потеряться, найти свой путь, не пойти на компромисс с самим собой ради заработка. И зрителю всё сложнее понимать, где оно, настоящее искусство.

В 1994 году первый губернатор Нижегородской области Борис Немцов преподнёс тогдашнему министру иностранных дел Франции Алену Жюппе картину молодой нижегородской художницы.
В 1994 году первый губернатор Нижегородской области Борис Немцов преподнёс тогдашнему министру иностранных дел Франции Алену Жюппе картину молодой нижегородской художницы. Фото: Наталия Панкова

В 1990-е годы российские музеи охотно приобретали у художников картины, сейчас такого практически нет. Ушла важная традиция. Востребованность для художника — это очень важно! Мои картины тогдашний первый губернатор Нижегородской области Борис Немцов приобретал и дарил высоким гостям – премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер, министру иностранных дел Франции Алену Жюппе.

С другой стороны, хорошо, что сейчас есть много выставочных площадок, где молодому художнику можно заявить о себе. Доступны хорошие материалы для творчества: холсты, краски, кисти. 

Когда без живописи не жить

– Работы художников «Чёрного пруда» для своего времени были очень прогрессивными и при этом с восторгом воспринимались простыми людьми. В наши дни современное искусство, скорее, для избранных ценителей. Зрители изменились или творцы?

– В мировом искусствоведении есть два разных понятия – сontemporary art и modern аrt. У нас их часто переводят буквально, как «современное искусство». На самом деле это совершенно параллельные истории.

Сontemporary art – направление более молодое и модное, но, как правило, это не про холст и масло. Любой предмет и даже мусор может стать арт-объектом. В этой истории чаще главным становится не художник, а куратор выставки, а идея, концепция становятся доминирующими. Искусство чернопрудовцев смело можно отнести к modern аrt. В их работах много души, смыслов, эмоций, иронии.

Настоящий художник пишет не на продажу, он просто без живописи не может жить. Если говорить о моде – то мода скоротечна, а истинное искусство будет актуально в любое время.

Что касается принятия современного искусства, то чаще молодым людям сontemporary art очень близко. Такое искусство созвучно времени, в котором они родились и живут. Но многие к этому относятся как к бизнесу. Одна моя московская приятельница покупала мои работы для себя и в то же время была спонсором выставок актуального искусства, считая это хорошей рекламой для бизнеса.

– Ваши выставки сегодня проходят по всему миру, ваши работы люди охотно покупают в личные коллекции. Но есть мнение, что художник «должен быть голодным»…

– Это связано с тем, что долгие годы у нас многие интересные художники были в тени системы. Сейчас можно быть неизвестным художником и быть бездарным, а можно выставляться, продавать свои работы, имея талант. Истина где-то посередине.

Живопись – длинная инвестиция

– Вы не только художник, но и арт-менеджер. Искусство – выгодная инвестиция?

– Это сложный вопрос. Во-первых, дорого продать картину вы можете не первому встречному, как, например, недвижимость. Человек должен понимать реальную ценность произведения. Во-вторых, искусство – это длинные инвестиции. Работа подорожает в цене многократно, но произойти это может лет через 50.

Ценность таких часто дорогих покупок в другом. Если вы приобретаете картину, которая вам нравится, создаёт эмоции, – что может быть лучше? Ваши дети живут, окружённые искусством, формирующим их художественный вкус. Помню, много лет назад у меня знакомые купили картину в подарок на десятилетие дочери. Девочка расстроилась, что ей преподнесли странный, на её детский взгляд, подарок. Спустя годы она мне написала и поблагодарила за то, что картина однажды появилась в их доме. Девочка решила связать свою жизнь с творчеством и стала дизайнером.

– Как вы относитесь к тому, что многие увлекаются рисованием, в том числе арт-терапией. Живопись действительно лечит?

– Любые формы творчества в жизни человека – хорошо, это развитие личности. Особенно прекрасно, когда от того же занятия живописью кому-то становится легче на душе. Единственное, что, в моём понимании, неправильно, – что некоторые после таких занятий вдруг начинают мнить себя настоящими великими художниками. Такое случается. Это всё же некая эмоциональная незрелость взрослых людей.

Я свои картины пишу только в хорошем настроении. Когда тяжело на душе, я не работаю. Это табу.

Досье
Наталия Панкова. Родилась в г. Горьком. Окончила Горьковское художественное училище и Московский экстерный гуманитарный университет. Председатель правления Нижегородского фонда «Русское искусство». Член Союза художников России. Дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода (2008, 2012).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно