Примерное время чтения: 8 минут
134

Придумывать музей каждый день. Анна Гор о нижегородском Арсенале

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 27/04/2022
Обратная связь от зрителя очень важна для музея.
Обратная связь от зрителя очень важна для музея. / Алексей Шевцов / ГЦСИ "Арсенал"

Нижний Новгород – не только столица закатов, но и один из российских центров современного искусства. Во многом это заслуга нижегородского Арсенала, который в 2022 году отмечает 25-летие.

Почему художники всегда делают город лучше, «АиФ-НН» узнал у заведующей Волго-Вятского филиала Пушкинского музея Анны ГОР.

На шаг впереди времени

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Анна Марковна, вы говорили, что всегда хотели, чтобы Нижний Новгород занял своё место на карте современного искусства России. Зачем это старинному городу на Волге?

Анна Гор: – Здесь ключевое слово «современный». Если в городе есть художники, атмосфера, среда, которые продуцируют современное искусство, то оно проникает в другие виды деятельности: культурную жизнь, инженерное дело, благоустройство, строительство. Город становится современным.

Художники всегда на шаг впереди времени. Они своим творчеством опережают действительность. И если они в городе есть, то у города появляется репутация современного. Этого всем его жителям, при всём уважении к истории, хочется.

Нижегородские современные художники известны в России. Они успешны, их часто приглашают в разные выставочные проекты, у них много творческих инициатив. То есть Нижний Новгород – город современный.

Что касается Арсенала, мы занимаемся преимущественно современным искусством, но в широких культурных контекстах. Вы здесь встретите выставку про готику или проекты, посвящённые локальной нижегородской истории, где работы на эту тему выполнены современными авторами.

Более того, у нас в одном проекте могут встретиться работы, созданные в XIX веке, народное творчество, которое датировать порой вообще сложно, и работы художников уличного искусства. Никаких границ для нас нет. И, пожалуй, вот это отсутствие неких чётких классификационных границ – это наша особенность и стратегия развития. Мы придумываем Арсенал каждый раз. Вот недавно собрались большой командой, чтобы осмыслить, как у нас в конце мая пройдёт «Ночь музеев».

– Кстати, вы любите «Ночь музеев»? Не все музейщики к такой инициативе хорошо относятся. Объясняют: в музей надо ходить днём и за деньги…

– Я обожаю это мероприятие! Не раз говорила: это «дегустация» музеев зрителем. Не всё узнать, не всё со вкусом освоить, а лишь прикоснуться и понять, твоё или нет, вернёшься ты в этот музей или нет. До пандемии к нам в «Ночь музеев» приходило около 30 тыс. человек. Если потом половина, пусть даже треть вернётся, это уже большая культурная победа.

В Арсенале есть проект «Свободная среда». Раз в неделю все действующие выставки можно посетить бесплатно. Один раз за 200 рублей в музей прийти несложно, а вот пять раз на каждую выставку – уже да. Поэтому как раз «бесплатные» зрители выделяют на посещение музея время, приходят на все выставки, приводят к нам детей, друзей, родственников.

Инклюзивная экскурсия в Арсенал.
Инклюзивная экскурсия в Арсенал. Фото: ГЦСИ "Арсенал"/ Алексей Шевцов

Классическое сложнее современного

– О признании Арсенала в профессиональной среде говорит тот факт, что здесь вручают государственную российскую премию в области современного искусства в России – «Инновация». Но должен ли современный художник в принципе быть признан?

– Рубенс при жизни был очень богатым, обласканным властью и признанным человеком. И ничего – остался в истории искусства как великий художник. Очень многие «голодные» творцы в ней не остались. Здесь речь, скорее, об особенностях социальной жизни художника, чем о его работах.

Другое дело, что есть художественные премии в области современного искусства. Это, как ни крути, соревнование. Честно, я премии не люблю, хотя много раз организовывала их, была в экспертных советах, в жюри заседала. Я не считаю, что творчество любых художников сравнимо друг с другом. Кто лучше – Рембрандт или Вермеер?

Думаю, самое интересное в любой премии – короткий список претендентов. Это сито. Эксперты «просеяли» и выбрали компанию лучших. А они часто представляют совершенно разный подход к современному искусству, и все достойны награды. Мы в 2020 году наградили государственной премией в области современного искусства «Инновация» весь короткий список. Нас, кстати, как ругали, так и хвалили за такое решение жюри.

По нашим наблюдениям, многие к современному искусству приходят через детей. Сознание маленького ребёнка не отравлено стереотипами. Он непосредственно реагирует на работы, понимает их смысл.

– Есть ли критерии хорошего и плохого у современного искусства?

– Есть зрители, коллекционеры, которые в силах отличить хорошие работы от плохих. Специалисты в области современного искусства должны ещё и описать, почему это так. Во всех случаях нужна начитанность и насмотренность.

Но в искусстве вообще есть зритель-индивид. Есть личность. Не надо, чтобы все любили всё, в том числе современное искусство. У Арсенала как у культурного учреждения хорошая посещаемость. Но для нас гораздо важнее, чтобы на мероприятие пришли люди, которые реагируют, вступают в диалог, дают обратную связь.

– Образованный человек в наши дни должен разбираться в современном искусстве?

 – Хотелось бы. Интеллектуальный фундамент позволяет это сделать. Начать можно с книг, выставок. По нашим наблюдениям, многие к современному искусству приходят через детей. Сознание маленького ребёнка не отравлено стереотипами. Он непосредственно реагирует на работы, понимает их смысл.

Вообще современное искусство, на самом деле, намного доступнее для понимания, чем классическое. В простом с виду классическом портрете может быть скрыто столько смыслов, что без серьёзной подготовки их нельзя раскрыть. Попробуем показать это на нашей новой выставке «Биография в объёме».

Культура шаговой доступности

– Вы руководите городским проектом «Культурный район», который работает с инициативами жителей Нижнего Новгорода. Что нужно людям на местах в культурном плане?

– Нужно, чтобы культура была к ним ближе в буквальном смысле – не сконцентрирована только в центре города. Людям важно, чтобы их дети приходили в районную библиотеку, где есть новые книги. Чтобы рядом работали клубы по интересам.

Второй момент – развитие инициатив. У нас же как принято? Вы смотрите – мы спляшем. А может быть, люди сами хотят танцевать?

«Культурный район» поддерживает максимально необычные идеи. Например, прекрасный проект «Лесные прогулки в городе». Оказывается, практически во всех районах Нижнего Новгорода есть не парки, а просто лесные массивы. И прогулка по кусочкам леса в городе, оказывается, может быть устроена как небольшой турпоход с экскурсией.

Например, в Московском районе был маршрут «Торф – Родине». В годы Великой Отечественной войны основным бытовым и даже местами производственным топливом был торф. Люди сами его собирали в брикеты, сушили и топили торфом дома. Это ушло совершенно, но память о таком виде энергии в районе жива.

Лесная экскурсия нас погружает в историю места, где мы живём всю жизнь и так мало о нём знаем. Это тоже культура. Что совершенно не исключает вечерний поход жителей Московского района на «Севильского цирюльника» в оперный театр.

– За 25 лет работы в Арсенале прошло более тысячи разных мероприятий. Чем особенно гордитесь?

– Я всегда горжусь проектами, которые ещё предстоит воплотить в жизнь. Вскоре в Арсенале откроется выставка скульптуры «Биография в объёме» её девиз «Обойди вокруг!». Мы предлагаем зрителю посмотреть на скульптуры, запечатлевшие людей искусства, с разных культурных точек, увидеть разные смыслы.

В конце 2022 года будет очень значимый для нас проект из серии «Названо Вазари» – «Возрождение». Это выставка о том, что такое эпоха Возрождения в понимании творцов той эпохи, и современных авторов.

Каждую неделю мы собираемся творческим советом и размышляем, куда двигаться дальше. Мы по-прежнему придумываем Арсенал каждый день…

Досье
Анна Гор. Родилась в Горьком. Почётный гражданин Нижнего Новгорода. В 1984 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина Академии художеств СССР. С 1997 года – директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства. С 2011 года располагается в здании Арсенала Нижегородского кремля, памятнике архитектуры позднего классицизма. Благодаря зданию за институцией среди публики закрепилось название «Арсенал». Арсенал стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2020 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно