Примерное время чтения: 7 минут
505

Академия художеств в миниатюре. Как в Арзамасе появилась школа живописи

Современный ступинский зал в центре культурной и туристической жизни Арзамаса.
Современный ступинский зал в центре культурной и туристической жизни Арзамаса. Арзамасский историко-художественный музей

Не все знают, что в небольшом Арзамасе впервые взялись за кисть великие художники – автор известной «Русской тройки» и «Охотников на привале» Василий Перов и пейзажист Василий Раев.

Рисованию их учил Александр Васильевич Ступин – настоящий подвижник искусства, чья художественная школа оставила заметный след в истории русской культуры. В 1809 году Императорская академия художеств приняла ступинскую школу под своё покровительство, наградила её основателя и руководителя званием академика. В 2021 году город отмечает 245-летие своего известного земляка.

Почему мелкий чиновник однажды стал большим живописцем и кому полагалась воля за талант, «АиФ-НН» узнал у научного сотрудника Арзамасского историко-художественного музея Ирины КОСОЛАПОВОЙ.

Хлеб и невская вода

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Ирина Сергеевна, Александр Ступин был родом из дворян, но воспитывался в небогатой мещанской семье. В лучшем случае он стал бы мелким чиновником… Но вырос в большого художника, известного на всю Россию. Как же так случилось?

Ирина Косолапова: – Мать Александра Васильевича Ступина была родом из дворянской семьи, но он был незаконнорождённым. Чтобы скрыть этот факт, женщина отдала сына на воспитание арзамасской мещанке Ступиной. Когда мальчик немного подрастёт, мать хотела забрать его, но не успела – рано умерла.

Приёмная мать, понимая, что в Александре течёт дворянская кровь, нанимала для него «мастериц», которые учили его читать и немного писать. Позже мещанка Ступина посадила приёмного сына в лавку, чтобы он помогал ей вести торговлю, но постоянно заставала его за рисованием. И тогда женщина решила отдать талантливого 11-летнего ребёнка учиться иконописи у дьячка местной церкви.

Позднее приёмная мать настояла, чтобы сын выбрал карьеру чиновника. Александр Васильевич послушался и уехал в Нижний Новгород. Там, с помощью рекомендательных писем, он был принят на службу подканцеляристом в губернское правление. Но душа его не лежала к карьере чиновника…

Портрет А.В. Ступина. Художник  Н. Рачков
Портрет А.В. Ступина. Художник Н. Рачков Фото: Арзамасский историко-художественный музей

 

В 1802 году Ступин возвращается в Арзамас, где открывает иконописную мастерскую и набирает первых учеников. Выполнив несколько заказов на изготовление больших иконостасов, Александр Васильевич заработал хорошие деньги, купил новый дом. А оставшуюся сумму решил потратить на обучение в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Он поступил туда вольноприходящим слушателем в 24 года.

Денег на проживание в столице не хватало. Ступин в воспоминаниях писал, что основной рацион его в те дни – хлеб и невская вода. Академической живописи Ступин учился у известного русского художника, представителя классицизма Ивана Акимова. В ту пору Акимов обучал рисованию и супругу императора Александра I Елизавету Алексеевну. Ступин готовил для занятий холсты, подрамники и вместе с Акимовым бывал во дворце.

– Ступин не хотел остаться в Санкт-Петербурге – центре, в том числе, художественной жизни?

– Александр Васильевич в академию художеств, как он писал позднее, не столько для себя пошёл заниматься, сколько для учеников. Ему хотелось научиться правильно рисовать. Денег на еду Ступину не хватало ещё и потому, что он уже тогда задумал открыть в Арзамасе настоящую художественную школу и покупал книги, пособия.

Окончив курс в 1802 году со званием свободного художника, Александр Васильевич вернулся на малую родину. В большие города, даже в Нижний Новгород, он не стремился и про Арзамас всегда говорил: «Город на тракте, до Москвы недалеко, а до Макарьевской ярмарки и того ближе».

Право на подпись автора

– Чем же была необычна ступинская художественная школа?

— Это было первое и в течение долгого времени единственное частное учреждение подобного рода в России. Учиться живописи в те времена можно было только в Императорской академии художеств. Не зря ступинскую школу называли «академией в миниатюре».

«Заводителем дела ещё необыкновенного» Ступина называли и за то, что учиться он брал крепостных детей. Плата была подъёмная, и её охотно давали помещики. Иметь домашнего художника в те времена считалось престижным. Да и деньги выпускник потом мог зарабатывать хорошие, изготавливая иконы и портреты.

Кроме того что ребята учились живописи, Ступин приглашал для них педагогов по разным предметам из только что открывшегося в Арзамасе уездного училища. Из школы после шести лет обучения выходили не только художники, но и грамотные люди.

Именно Ступин преподал первые уроки живописи в будущем великому русскому художнику-передвижнику, автору «Русской тройки» и «Охотников на привале» Василию Перову. В то время семья Перова жила в Арзамасе. Позже Перов всегда тепло вспоминал о первом учителе. Он даже признавался, что позаимствовал идею движения передвижников у Ступина: Александр Васильевич мечтал возить работы учеников по стране и показывать их публике.

Кстати, при содействии Ступина московское «Общество вольных художников» выкупало у помещиков талантливых крепостных учеников. Тогда крепостные не имели права ставить подпись под своими картинами и участвовать в конкурсах, которые проводила Императорская академия художеств. Известный исторический живописец и пейзажист Василий Раев был учеником Ступина и крепостным, отпущенным на волю за талант.

– Если плата за учёбу была незначительной, на что ступинская школа жила? Надо же было закупать материалы для работы…

– Главным источником финансирования школы были заказы на роспись храмов и иконостасов. Именно Ступин с учениками расписал Спасо-Преображенский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде и много других церквей в Нижегородской губернии и других городах России. Если приглядеться к картинам ступинских учеников раннего периода работы учебного заведения, то видно: работы похожи на иконы – тёмной цветовой гаммой, библейскими сюжетами.

В 1809 году Императорская академия художеств приняла ступинскую школу под своё покровительство, наградила её основателя и руководителя званием академика и присылала оригиналы и гипсовые копии с античных статуй для копирования учениками школы.

Арзамасская художественная школа просуществовала 60 лет. К сожалению, не нашлось такого человека, который бы смог продолжить дело Ступина, поэтому после смерти Александра Васильевича школа была закрыта.

Наша Третьяковка

– Ступин много сделал для культурной жизни Арзамаса. Нынешние жители города помнят его имя?

– Одновременно с открытием художественной школы был устроен в том же здании небольшой музей, в собрании которого были подлинные работы известных художников, античные статуи. При школе была своя библиотека, в которой насчитывалось 2,5 тыс. книг. Здесь работал театр – тоже первый в Арзамасе.

Конечно, в городе помнят о таком подвижнике культуры. В Арзамасе Ступину поставили памятник, его имя носит местная художественная школа. В нашем музее есть ступинский зал, где представлены работы Александра Васильевича и учеников. Мы называем его нашей маленькой «Третьяковской галереей».

– Получается, живописец до сих пор помогает родному городу, привлекая туда туристов со всей России?

– Фактически да. К 245-летию Александра Васильевича мы разработали «Арт-тур» по Арзамасу, куда вошли пешеходная экскурсия по ступинским местам и посещение ступинского зала в музее. В 2019 году благодаря нацпроекту «Культура» на основе цифровой платформы «Артефакт» у ступинского зала появился мультимедиагид. Это привлекает молодёжь в музей.

Люди со всей страны специально едут в нашу «Третьяковскую галерею». Ступиным интересуется всё больше людей, в том числе архитекторы, художники. Работы Александра Васильевича и его учеников дают возможность прикоснуться к тайне мастерства. Глаза героев ступинских картин сквозь века смотрят в душу…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно