Примерное время чтения: 7 минут
139

Арт-объект, покрытый мхом. Нижегородцам покажут болото как искусство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 20/11/2024
Васюганские болота поглощают за год до 10 млн тонн углекислого газа и производят около 4 млн тонн кислорода.
Васюганские болота поглощают за год до 10 млн тонн углекислого газа и производят около 4 млн тонн кислорода. / Сергей Юферов / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Что общего у Васюганских болот и «Чёрного квадрата» Малевича? Чем несколько месяцев занимался художник в болотной тундре? На эти и другие вопросы отвечает необычная выставка, которая открылась в мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ * в Нижнем Новгороде – «Культурной столице России-2024».  Первым её увидел nn.aif.ru.

Вдохновение в топях

Выставку «Болотоведение» (0+) представляют в Нижнем Новгороде Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Томский государственный университет (ТГУ). Это подход к художественному осмыслению крупнейшей экосистемы Сибири – Васюганских болот. Это заключительная часть проекта «Болотоведение. Совместное исследование художников и учёных», который объединил сразу несколько городов, а также связал искусство и науку.

Мало кто знает, что существует целая наука болотоведение – тельматология. Она изучает сложные биологические процессы, происходящие на Земле. Васюганские болота уже тысячи лет оказывают огромное влияние на формирование климата нашей планеты. Они способны сохранять влагу, охлаждать землю от перегрева и эффективно улавливать углерод.

Раз есть наука, есть и учёные, занимающиеся исследованиями болот. К учёным-болотоведам ТГУ в научных экспедициях по Васюганским болотам в самом начале проекта примкнул художник Василий Кононов-Гредин.

«Нам было важно, чтобы художник, который создаст проект-исследование, мог стать достойным собеседником учёным и надёжным участником научных экспедиций, был стойким, вдумчивым, неординарно мыслящим, – объясняет выбор куратор проекта, начальник отдела региональных проектов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Дарья Колпашникова. – Первая экспедиция на Васюганские болота в рамках проекта состоялась зимой, в -40 градусов, а затем художник смог познакомиться с тем, как болото выглядит в другие сезоны».

По словам Василия Кононова-Гредина для него стать частью проекта Пушкинского музея стало радостью, а тема его не смутила. «Мне кажется, искусство способно задавать разные вопросы и отвечать на них в совершенно разных темах, – считает художник. – За Васюганскими болотами я давно наблюдал на спутниковых картах, читал о них. Это очень интересное природное явление. А походы я в принципе люблю».

Василий в экстремальных условиях экспедиций погружался в проблемы болотоведения вместе с учёными и вдохновлялся самими болотами. Всё это было необходимо, чтобы найти ту самую художественную форму, которая позволила бы всем по-новому взглянуть на болотную жизнь, переосмыслить образ этой уникальной экосистемы и уйти от связанных с ней стереотипов.

«С учёными-болотоведами мы быстро нашли общий язык. Мне кажется, люди, которые искренне любят своё дело, подходят к нему творчески, не могут не понять друг друга, – продолжает Василий Кононов-Гредин. – Кроме того, учёный и художник – всегда исследователи в своей сфере деятельности. У нас много общего».

Созвездие, заблудившееся в тундре

Почти два года художник Василий Кононов-Гредин переосмыслял полученные в научных экспедициях знания и впечатления. Его проект «Болотоведение» состоит из трёх частей. Первая – световая инсталляция, расположенная на территории научно-исследовательской базы «Кайбасово» в пойме реки Обь, на границе Васюганских болот. Фонари инсталляции работают на солнечной энергии. Вечером они отдают ровно столько света, сколько накопили за световой день. По замыслу Василия Кононова-Гредина, это образ созвездия, заблудившегося в болотной тундре.

Однако инсталляция – не просто ленд-арт-объект. Она помогает учёным в течение года наблюдать за колебаниями объёма солнечной энергии и за тем, как болота могут аккумулировать тепло.

Вторая часть проекта «Болотоведение» находится сейчас в Сибирском ботаническом саду ТГУ. Это настоящий фрагмент Васюганских болот. Его буквально пересадили на территорию ботанического сада.

Лаконичная ландшафтная инсталляция, по задумке художника, как бы отсылает зрителя к образу «Чёрного квадрата» Малевича и даёт возможность, вглядываясь в «живой» квадрат болота, воссоединиться с природой в черте города.

У ландшафтной инсталляции, как и у световой, есть научно-прикладной смысл. Учёные-болотоведы смогут наблюдать за процессами приживания и прирастания болота в новых условиях. Возможно, это поможет приблизиться к решению проблемы восстановления осушенных болот и возрождения исчезнувших экосистем.

Финальная часть проекта – выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и учёных», которая откроется в Нижнем Новгороде. «В городе сегодня есть много людей, которые разбираются и интересуются современным искусством. Кроме того, насколько я знаю, в Нижегородской области есть свои уникальные болота, есть исследователи этих экосистем и даже поклонники болотинга – экскурсий на болота», – рассуждает о выборе места проведения выставки Дарья Колпашникова.

Каждый выдох отпечатался

Что же увидит посетитель экспозиции в Нижнем? В центре выставки – масштабная инсталляция. Художник Василий Кононов-Гредин фактически создал «экзоскелет» для кубического метра Васюганского болота, покрытого мхом-сфагнумом. «Экзоскелет» позволяет живому фрагменту болота жить вне его привычной среды.

Художник Василий Кононов-Гредин фактически создал «экзоскелет» для кубического метра Васюганского болота, покрытого мхом-сфагнумом.
Художник Василий Кононов-Гредин фактически создал «экзоскелет» для кубического метра Васюганского болота, покрытого мхом-сфагнумом. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина/ MISH Studio

Инсталляция во время выставки будет преображаться за счёт углекислого газа, выдыхаемого посетителями. Получается, что болото сохранит на своей поверхности отпечаток каждого, кто пришёл. Это попытка метафорически проиллюстрировать мысль, что каждое наше действие, даже самое незначительное, влияет на природу.

«Проект большой, как и сами Васюганские болота. На мой взгляд, раскрыть их художественный смысл некими маленькими арт-объектами нельзя, отсюда и масштабность инсталляции. Также мне как художнику-исследователю было интересно понять, как Васюганские болота способны существовать отдельно от своей естественной среды, – продолжает Василий Кононов-Гредин. – Даже учёные-болотоведы говорят, что подобных практик раньше не было. То есть наш проект – он не только просветительский, но и экспериментально-научный. Современное искусство продвигает нас к новым знаниям».

В экспозицию вошёл и путевой дневник художника, собранный из памятных предметов, которые он нашёл во время экспедиций на Васюганские болота. На выставке также можно будет посмотреть документальный фильм режиссёра Сергея Юферова, рассказывающий о разных этапах подготовки проекта.

«Болотоведение» – проект, демонстрирующий, как учёные и художники, объединившись, могут сделать больше и для науки, и для искусства, – уверена Дарья Колпашникова. – Инсталляция в Нижнем Новгороде с фрагментом Васюганских болот напоминает, насколько хрупок и сложен мир вокруг нас. Мы должны бережно и с пониманием относиться к природе».

Больше, чем Дания

  • Приблизительная площадь Васюганских болот – около 55 000 квадратных километров. Для сравнения: площадь Дании – 42 895 квадратных километров.
  • Возраст болот – около 10 тыс. лет.
  •  На территории болот располагаются не менее 800 тыс. озёр с чистой водой.
  • Болота поглощают за год до 10 млн тонн углекислого газа и производят около 4 млн тонн кислорода.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых