Нижний Новгород, 19 марта – АиФ-НН. Едва нижегородские льготники смирились с введением «талонной» системы на общественном транспорте, городские власти запускают очередное нововведение. С 1 апреля в троллейбусах, трамваях и социальных автобусах пассажиров будут возить по электронным картам. Не обернётся ли новая система новыми муками, и не подорожает ли проезд?
«Счастливые» бумажные билетики, исполняющие желания, уходят в прошлое. По дорогам города уже курсируют троллейбусы и трамваи с жёлтыми металлическими ящиками, прикреплёнными к поручням. Уже совсем скоро пассажиры обязаны будут прикладывать к ним электронные карты. «АиФ-НН» разбирается, как будет работать новая система.
Добро пожаловать в «зайцы»
- Нам с сентября месяца чиновники твердят, что талоны - это ненадолго, это переходный этап к новой, очень удобной упрощённой системе оплаты проезда в транспорте. А на деле станет ещё хуже, чем было. Нам надо будет пробираться по салону к этим устройствам, чтобы приложить свою карточку. Что за глупость?! - негодует пассажир троллейбуса №17 80-летний Иван Николаевич Саутенков.
- Это очередное издевательство над народом! - возмущаются 72-летняя Альбина Сергеевна Бурова и 65-летняя Фаина Аркадьевна Трифонова, пассажирки троллейбуса №13. - Этот маршрут очень востребованный, на нём даже днём в салоне полно народу. А представляете, какая очередь выстроится у этих агрегатов в часы пик?
- Пока дожидаешься, доедешь до своей остановки, - бойко вмешивается в разговор молодой паренёк, пожелавший остаться неизвестным. - Можно и не оплачивать, какой в этом смысл.
«Хождения по мукам» ждут не только пассажиры, но и кондукторы.
- Ждём больших недостач, - сокрушается кондуктор трамвая №2 Елена. - Уши вырастут у многих пассажиров. А кто откажется проехать «зайцем», когда есть возможность?
- Мы должны будем бегать по салону от пассажира к считывающему устройству, прикладывать социальные карты бабушек и дедушек к аппарату, - переживает кондуктор троллейбуса №13 Наталья. - С тех, у кого не будет карт (а их будет поначалу большинство), нужно собрать деньги, подойти с кондукторской картой к устройству и пробить чек. Как в этой кутерьме уследишь, кто вошёл в салон, кто приложил свои карты?
Работники признаются, что эта система в первую очередь ударит по их карманам, ведь зарплату платят им от выручки.
Турникетов не будет?
Кондукторы и водители недоумевают, зачем вообще «городить огород» с замудрёными устройствами, неудобными всем.
- Можно было купить нам переносные коробочки, считывающие информацию с пластиковых карт, - говорят «хозяйки» троллейбусных салонов. - В конце концов, почему бы не установить турникеты на входе? В этих случаях проблем с выручкой не возникло бы.
- Мы сознательно выбрали так называемый бескондукторный тип оборудования. Этот вариант считывающего устройства более перспективный и прогрессивный. К тому же навесные аппараты более долговечны, - поясняет Михаил МОДЕЛКИН, заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода. - От столичного варианта с турникетами мы отказались сразу - в случае их установки время посадки-высадки значительно увеличится. И, как показывает практика, турникеты не защищают от «зайцев».
Любопытно, что считывающие устройства на поручнях не предполагают прощания с кондукторами. По мнению инициаторов нововведения, женщины с сумкой через плечо «положительно влияют на сознательность пассажиров и собираемость денег».
7% - инвестору
Нижегородские пассажиры замерли в ожидании очередного повышения стоимости проезда - кто ж ещё будет расплачиваться за жёлтые коробочки? Но в городском департаменте транспорта заверяют, что на стоимости проезда введение электронных билетов никак не отразится. Мало того, транспортники на полном серьёзе рассчитывают на большие доходы.
- После перевода на электронную оплату уменьшится оборот наличных средств, снизятся затраты на инкассацию, уйдут в прошлое факты повторных продаж билетов, - говорит М. Моделкин. - Всё это приведёт к росту прибыли. И затраты инвестора на внедрение и использование новой системы компенсируются.
Да-да, мы не ослышались! Внедряется новая система за деньги частного инвестора, и он обязательно захочет получить их обратно. Поэтому, по словам чиновников, 7% от стоимости каждой поездки будет перечисляться на счёт фирмы. Это компенсация за вложенные средства на покупку и установку считывающих устройств, создание сети продаж и пополнения карт, изготовление карт и операционные услуги. Вот вам и доходы…
Шофёр с пультом
В 385 троллейбусах и трамваях Нижнего Новгорода уже установлены считывающие устройства. Скоро они должны появиться и в социальных автобусах, где собираются внедрить ещё одно ноу-хау. В кабину водителя от считывающего устройства протянут пульт. Предполагается, что шофёр будет получать деньги за проезд, нажимать на кнопку пульта, а забирать напечатанный чек придётся пассажиру.
- Нам что - разорваться?! - возмущается водитель социального автобуса Сергей Иванович. - Кондукторы-то у нас в салоне - роскошь. А как можно одновременно следить за дорогой, собирать деньги с одних пассажиров и смотреть, приложили ли электронные карты другие?!
На прибыль от своей работы автотранспортники вообще не рассчитывают.
Сколько автобусов с чудо-устройствами выйдет на линию в апреле и на какие маршруты, пока неизвестно. В ближайшем будущем считывающие устройства появятся на станциях нижегородского метро, а в дальнейшем и в маршрутках. Но это, видимо, далёкое будущее…
И всё же между строк у чиновников проскальзывает сомнение, что система будет работать без сбоев технического, организационного плана. Никто не знает пока, как это будет…
Чем обернется введение электронных карт для транспортных предприятий? Инфографика
Нижегородцы рассказали «народной приемной» АиФ о своих проблемах
Чудеса без обмена: В Нижнем ясновидящая вновь обманула людей
Ученый Андрей Блохин: «Только трамваи спасут города»