Положительная динамика роста объема рынка общественного питания России вызывает большой интерес у иностранных сетевых компаний, работающих в данном сегменте. За последние годы в страну пришли крупные зарубежные сети быстрого питания: «Бургер Кинг», «Вендис», «Кантри Чикен».
Наиболее высокий уровень проникновения среди заведений общественного питания имеют предприятия быстрого обслуживания. Об этом говорится в отчете РБК «Рынок быстрого питания Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ», основанном на результатах онлайн-опроса горожан. При этом более двух третей данного сегмента рынка приходится на три десятка международных сетей общепита.
Успех развития иностранных сетей фаст-фуда объясняется доверием потребителей к известным брендам, завоевавшим популярность на западном рынке. Узнаваемый бренд привлекает покупателей, которые связывают с ним представления о высоком качестве предлагаемой продукции.
Быстрее всего растут сети, развивающиеся по франчайзинговой модели. Франчайзинговая модель привлекательнее для владельца бренда, так как показывает не только более высокую скорость роста, но и лучшую рентабельность за счет меньших инвестиций со стороны владельца бренда. Покупатель франшизы, со своей стороны, заинтересован в начале бизнеса под известным брендом.
Как показывают модели регионального развития сетей, финансовые результаты выше, когда предприятия фаст-фуда открываются местными предпринимателями, чем представителями центрального офиса или агентами иностранных компаний. Большую роль играет желание администрации города видеть известные бренды в торговых центрах, где она зачастую выступает соучредителем.
«Любой бренд должен установить взаимосвязь с потребителями. Российский потребитель ожидает не просто качественной еды − это условие номер один при открытии ресторана, но и первоклассного обслуживания, особой атмосферы и стиля заведения. Необходимо, чтобы потребители – гости − были вовлечены в историю и атмосферу бренда», − отмечает генеральный директор компании «Баскин Роббинс» Агнесса Осипова.
Компания 2ГИС составила рейтинг городов, наиболее обеспеченных объектами питания. Рейтинг был составлен на основе собственного исследования компании, охватившего 51 город. В качестве показателя обеспеченности было выбрано число заведений общественного питания на 100 тыс. жителей.
Лидером рейтинга оказался Горно-Алтайск, самый маленький центр субъекта федерации из объектов исследования. Здесь на 55 тыс. горожан приходится чуть более 60 кафе. Второе место в рейтинге занял город-курорт Сочи с 280 точками общепита – по 83 на каждые 100 тыс. жителей. Замыкает тройку лидеров Улан-Удэ, где насчитывается свыше 190 кафе – по 56 на 100 тыс. жителей. Нижний Новгород и Казань заняли четвертое и пятое места соответственно. В десятку лидеров также вошли Рязань, Иркутск, Владивосток, Астрахань и Пермь. Вопреки ожиданиям, Москва не попала в лидеры по обеспеченности жителей кафе.
Российский рынок общественного питания еще далек от насыщения. Несмотря на вроде бы высокие показатели насыщенности российских городов предприятиями общественного питания, средняя плотность кафе в России в 13,3 раза ниже, чем в США, и в 6,6 раза ниже рынка Европы: в США число людей на 1 точку общепита – 150, в Европе – 300, в то время как в России – в среднем 2000 человек.
Численность населения России превышает 140 млн. человек но, несмотря на это количество предприятий общественного питания (54 тыс.) в два раза меньше чем в 38 миллионной Польше. В западноевропейских странах, таких, как Испания и Италия, этот показатель почти в шесть раз выше, чем в России – соответственно 305 и 312 тысяч предприятий общественного питания. Таким образом, российский рынок ещё продолжит демонстрировать уверенный рост. Как российские, так и международные операторы рынка будут активно развиваться, используя франшизу и создавая совместные предприятия.
Среди международных сетей, присутствующих на российском рынке, лидером остается компания McDonald's, которая имеет 314 ресторанов в 85 городах, обслуживая более 1 млн. посетителей в год.
По заявлению РБК daily, американская сеть ресторанов McDonald’s , начала поиск партнеров для дальнейшего развития. К этому шагу сеть подтолкнули конкуренты — «Бургер Кинг» и «Вендис», которые активно расширяются на локальном рынке за счет франчайзинга. На втором месте расположилась сеть «Баскин Роббинс», в управлении которой находятся около 240 заведений. Замыкает тройку лидеров среди международных сетей по количеству заведений Subway, который за последние три года увеличил число своих точек в России с 41 до 230.
По данным исследования Euromonitor International, 60% выручки в общественном питании России обеспечил сегмент фаст-фуда.
Для сравнения, в США рестораны быстрого обслуживания принесли общепиту в прошлом году 39% выручки, в Китае — 23%,в Бразилии их доля составляет только 16% от всего ресторанного рынка, в Индии — 1 2%.
Ожидается, что оборот рынка общественного питания России в 2012 году превысит 860 млрд рублей, что станет новым рекордом, сообщили аналитики компании Discovery Research Group.