Нижний Новгород стал одним из первых городов страны, где собственники смогли узнать о расходах на жилищно-коммунальные услуги.
ЖИЛИЩНЫЙ кодекс предписал управляющим организациям отчитываться перед собственниками за собранные деньги. Однако многие коммунальные конторы так и не сочли своим долгом этого сделать. Спокойными могут быть только жители домов, которые обслуживают домоуправляющие компании Нижнего Новгорода. Они-то прекрасно знают, куда ушла каждая копейка. ДУКи наглядно показали, как нужно соблюдать законодательство – в каждом подъезде появились отчёты о проделанных работах. И зачастую на различные ремонты домоуправляющие компании тратили больше средств, чем могли собрать собственники квартир.
ДУКи- первопроходцы
ДУКи стали первыми обслуживающими организациями, которые провели работу по финансовой отчётности перед жителями. Они стали первопроходцами, и опыт наших домоуправляющих компаний будет использован и в других городах страны.
- Нигде - ни в Жилищном кодексе, ни в договорах управления не определена форма предоставления отчётов, - говорит генеральный директор домоуправляющей компании Московского района Павел Еробкин. – Мы попытались устранить пробел в законодательстве. Вывесили в каждом подъезде доски объявлений. И каждый собственник теперь может посмотреть, сколько средств собрано, сколько потрачено на содержание жилья, обслуживание, горячее и холодное водоснабжение и другие коммунальные услуги.
Аналогичная работа была проведена и в других районах, где жилой фонд обслуживают домоуправляющие компании. Причём многие собственники были приятно удивлены отчётами - очень часто сумма, собранная жителями, была значительно меньше потраченной на нужды дома. Всё дело в том, что в капитальном ремонте зданий средства людей составляли лишь пять процентов. Остальную сумму добавляли ДУКи из собственных средств благодаря поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ, городскому бюджету.
Информация в открытом доступе
- СХЕМА отчётов перед жителями была одинаковой во всех ДУКах города, - рассказывает генеральный директор домоуправляющей компании Сормовского района Николай Шумилков. – В целом мы справились. Но без трудностей, конечно, не бывает. Во-первых, это был первый подобный опыт. Во-вторых, масштаб работ очень большой. Например, в нашем районе более шестидесяти тысяч собственников и случается, что не до каждого доведена информация. В этом случае жителю необходимо обратиться в домоуправляющую компанию. Все отчёты находятся в открытом доступе, их можно найти и в Интернете на сайтах ДУКов.
Домоуправляющие компании стали первыми, кто отчитался перед собственниками среди, жилищных организаций. Подобную попытку предпринимали некоторые ТСЖ, но полностью провалили её. Как рассказал Николай Шумилков, многие люди жалуются на своих председателей товариществ, так как те не могут толком объяснить, куда уходят деньги жителей. И все отчёты сводятся к одной формулировке «сто рублей получено – сто рублей потрачено»…
Подрядчики наказали себя
- В БЛИЖАЙШЕЕ время все недостатки будут устранены, причём за счёт подрядчиков, - рассказывает Николай Шумилков. – Да, процент брака при капитальном ремонте кровель был очень маленьким, но в будущем мы должны полностью его исключить. Те подрядные организации, которые отработали плохо, второго шанса не получат. Им просто не найдётся работы.
По его мнению, нужно смотреть в будущее и постепенно заменять шиферные кровли другими материалами. Ведь иногда проблемы возникают даже не по вине подрядчиков, а из-за некачественных материалов, которых немало на рынке. Необходимо на уровне государства вводить радикальные меры, а именно - запрещать выпуск шифера, так как это прошлый век. Да, современные технологии дороже, но впоследствии они себя оправдывают.
Также в ближайшем будущем необходимо сделать специальные энергетические паспорта домов, которые помогут контролировать состояние чердаков. Ведь именно от этих помещений во многом зависит рост сосулек и, как следствие, качественная эксплуатация кровель.
Нужна активность жителей
- МЫ вышли на новый уровень обслуживания жилого фонда, а также ответственности перед собственниками, - считает главный инженер домоуправляющей компании Нижегородского района Роман Зыков. – Но сделан только первый шаг. В этом году мы сделали отчёт по услугам ЖКУ, но в будущем намерены предоставлять более подробную информацию. Мы уже получили пожелания как департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода, так и самих жителей.
По мнению Романа Зыкова, очень хорошо, что люди стали проявлять интерес к обслуживанию собственного дома. Население постепенно отходит от обывательского отношения: дескать, всё, что за пределами квартиры, меня не касается. Нужно понимать, что именно собственники отвечают за общее имущество. Только имея партнёрские равноправные отношения со своей домоуправляющей компанией, можно содержать его в полном порядке.
В Нижнем Новгороде было несколько жалоб жителей, связанных с отчётами ДУКов. В частности, люди недоумевали, почему текут кровли, хотя их ремонт финансировался в полном объёме. Но, как оказалось, ошибки допустили не домоуправляющие компании, а подрядные организации.
Альтернативы ДУКам нет
НА сегодняшний день ясно, что альтернативы домоуправляющим компаниям Нижнего Новгорода просто нет. Ни одна обслуживающая организация города не смогла добиться таких успехов. Это касается не только масштабных ремонтных кампаний, но и отчётности перед жителями. ДУКи открыты для диалога. А главным фактором, который говорит о качестве работ домоуправляющих компаний, является отношение населения. Да, сложностей много. Ведь ДУКам, созданным всего два года назад, досталось тяжёлое наследство. Жилой фонд не ремонтировался десятилетиями. И все сразу сделать не удастся, не случайно программа капитальных ремонтов рассчитана на четыре года. Но уже очевидно, что многое изменилось к лучшему, сотни домов приведены в порядок, в результате существенно изменился характер писем и звонков. Если раньше люди обращались с острейшими проблемами по поводу кровель, залитых подвалов, аварийных ситуаций, то сейчас куда как чаще просят починить козырёк над подъездом, покрасить ограждение или детскую площадку. То есть от коммунальных бед люди переходят к вопросам комфортного проживания в доме.
В последнее время на рынке жилищно-коммунальных услуг появился ряд альтернативных компаний, которые агитируют население заключить с ними договора. Однако интересный факт - появились эти компании уже после того, как ДУКи провели капитальный ремонт. И прийти на готовое легко, а вот смогут ли они обеспечить удобство и комфорт жителей? Так что стоит быть бдительными и сто раз подумать, прежде чем откликаться на сомнительные предложения.