Сама по себе приватизация ДУКов — явление нормальное. Более того, приход частного бизнеса в сферу обслуживания жилого фонда является одной из задач реформы ЖКХ. Но вот то, каким образом была проведена эта приватизация, оставляет массу вопросов к городской администрации.
Для того, чтобы управляющие компании стали частными, необходимо провести огромную подготовительную работу. Должны быть отлажены все механизмы, позволяющие эффективно работать малому бизнесу. Жилой фонд должен быть подготовлен к тому, чтобы частник мог взять на себя отвественность за его содержание. Ведь в Нижнем Новгороде очень много домов так называемой «шестой категории», инфраструктура которых изношена настолько, что содержание этих домов убыточно для владельца домоуправляющей организации. Необходима законодательная база, регулирующая взаимоотношения управляющих компаний и жителей. Кроме того, необходимы механизмы страхования жилого фонда и инфраструктуры от различных внештатных ситуаций. В то время, когда ДУКи были в руках государства, последствия внештатных ситуаций устранялись за счет бюджета. Частному домовладельцу такие расходы не по плечу, следовательно ликвидировать аварию, если она произойдет, будет некому.
Никаких мер, из перечисленных выше, в Нижнем Новгороде не принималось. Продажа ДУКов произошла скоропостижно и молниеносно. Похоже, что причиной послужили какие-то веские обстоятельства. Отсутствие перемен в нижегородском ЖКХ не могло пройти незамеченным в Москве. Фонд поддержки ЖКХ, который ежегодно перечислял городу миллионы рублей, потребовал отчета о ходе реформ. Городу предъявить было нечего и решено было провести, наконец, реформу одним днем. Перед Москвой отчитались, деньги, выделенные ранее на реформу возвращать не придется.
Формально у нас все хорошо. ЖКХ в частных руках, у надежных людей, которым лично мэр очень доверят. Иначе не стал бы он продавать им ДУКи по ценам втрое ниже рыночных. Но вот реально ничего не изменилось. Проблемы все те же. Деньги жильцов, как и прежде расходуются не рационально, а большая их часть и вовсе оседает в карманах предприимчивых владельцев ДУКов. Но самое страшное, что в случае беды, мы останемся с ней один на один. Город снял с себя ответственность за наши дома. А частные владельцы ДУКов ее на себя не брали. Захотят ли предприниматели тратить свои собственные деньги на то, чтобы вытащить нас из беды?