ПЯТНАДЦАТЬ лет - срок относительно небольшой, но по насыщенности событиями его можно сравнить с целой эпохой. Основные итоги работы представительного органа муниципальной власти подводит депутат всех четырёх созывов, председатель городской Думы Иван Карнилин (на снимке).
О первых выборах в столице реформ
ВО время первых выборов в Думу шёл политический переход от социализма к демократии и рыночному укладу в экономике. Страна только что пережила шоковую терапию, потерю сбережений граждан, ваучерную приватизацию, рост цен, резкое обнищание населения и все прочие “прелести” революционной ломки. Однако при всех трудностях и потерях жизнь обновлялась, требовала другой энергии и других скоростей.
К 1994 году усилиями губернатора Нижегородской области Бориса Немцова и мэра Дмитрия Беднякова, городского Совета народных депутатов, который возглавлял Александр Косариков, в городе в основном была проведена малая приватизация, набирала обороты торговля, развивались сфера общественного питания, малый бизнес. Нижний гремел на весь мир как столица реформ. Это помогало привлекать и конкретные деньги - федеральные и зарубежные инвестиции.
Именно в это время, на рубеже 1993 - 1994 годов, на смену советской власти шла новая система управления. Отличия городской Думы от своего предшественника - городского Совета народных депутатов - носили принципиальный характер. Горсовет и его двести депутатов брали на своё рассмотрение все без исключения вопросы городской жизни и порой подменяли работников горисполкома в конкретных делах. В новой системе управления городом во главу угла ставился принцип разделения компетенции и ответственности. Первая городская Дума состояла из 34 депутатов.
О самом насущном
РЕФОРМА местного самоуправления пришлась на «лихие 90-е». В нашем городе практически встали некогда мощные заводы, люди остались без работы, без зарплаты, без пенсий. Окончательно сформировался демографический «русский крест». А в 1998 году грянул дефолт. Важно было просто выжить.
С первых дней в Думе начались разработки документов по основным направлениям жизнедеятельности города. Депутаты Вячеслав Растеряев, Валерий Гольцев, Геннадий Сокольников, Александр Морозов последовательно создавали городскую программу расселения ветхого фонда. К нормативному обеспечению этой задачи в каждом созыве подключались специалисты строительного дела: Андрей Осипенко, Ефим Паркман, Владимир Беспалов, Лев Коблов, Владимир Табункин.
В 1995 году в городе 7 тысяч семей проживало в ветхом фонде. Планировали за счёт разных источников финансирования строительства выделять на расселение до 600 квартир в год. В разные годы получалось по-разному, но именно тогда по инициативе Думы работа эта была начата и продолжается до сих пор.
КСТАТИ
НА постоянной основе в Думе работают депутаты Иван Карнилин, Ольга Балакина, Андрей Осипенко, Ольга Шумакова, Владимир Пачёнов, Владимир Шанин. Они несут основную нагрузку по предварительному анализу документов и рабочему взаимодействию с другими органами власти.
О здоровье физическом и духовном
НА многие годы была рассчитана разработанная в 1996 году программа «Нижний Новгород - духовное и физическое возрождение». Инициаторами стали депутаты Юрий Ежов, Нина Дубровная, Алексей Васильев, Анатолий Челышев, Ольга Шумакова, Юрий Глазков. Это была попытка повернуть общество к незыблемым ценностям в противовес односторонней экономической трактовке человеческих потребностей.
Депутаты первого созыва приняли комплексную программу «Диабет в городе», которая помогла тысячам больных. Дума второго созыва утвердила муниципальные целевые программы по борьбе с туберкулёзом, по экстренной медицинской помощи. Дума третьего созыва внесла свой вклад в формирование программы по борьбе с наркоманией.
Усилиями депутатов Юрия Стыкута, Бориса Филоненко, Александра Разумовского, Владимира Лазарева, Евгения Скопцова, Романа Зайцева, Марии Пигалициной, Ирины Тарасовой разработаны программы «Здоровый ребёнок» и «Система образования в городе Нижнем Новгороде: новое качество развития».
О защите от роста тарифов
ВЫЗОВОМ времени стала реформа жилищно-коммунального хозяйства. От её результатов зависит и уровень жизни, и социальное самочувствие, и комфортное проживание горожан. Уровень оплаты и качество услуг - вот главные раздражители населения.
Вопросами коммунальной реформы в разных думских созывах занимались депутаты Владимир Солдатенков, Вера Золотницкая, Николай Сатаев, Владимир Пачёнов, Александр Леонтьев, Николай Шумилков.
Разработку системы социальной защиты граждан от роста цен и тарифов начала Дума первого созыва. Тогда мы стояли в начале долгого и трудного пути, в течение десяти лет в жёстких кризисных условиях депутаты непрерывно трудились над совершенствованием системы соцзащиты. От дотирования предприятий ЖКХ практически удалось перейти к адресным жилищным субсидиям, поставить платежи населения в зависимость от уровня доходов граждан, а не от величины тарифов.
С помощью Думы третьего созыва город в массовых масштабах принял на свой баланс ведомственное жильё нижегородских предприятий. Это стало большим благом для жителей ведомственных домов, избавленных от неопределённости и взятых «под крыло» муниципалитета.
О реформировании власти
ОЧЕРЕДНОЙ этап в развитии местного самоуправления наступил в связи с изменением федерального законодательства и был вызван кардинальными переменами в стране и новой политикой государственной власти.
Конечно, муниципалитеты не решают государственных задач, это не их компетенция. На нашем уровне связь с населением более тесна и непосредственна. Круг полномочий не выходит за рамки местных нужд: благоустройство, ремонт дорог, обеспечение тепло-, водоснабжения и т.д.
В 2005 году городская Дума впервые была сформирована по смешанному принципу: 28 депутатов было избрано от одномандатных округов и 14 - по партийным спискам.
Современная Дума - это реально действующая сила, способная принимать достаточно радикальные, но в то же время взвешенные решения, направленные на улучшение жизни нижегородцев. Мне, депутату и председателю всех четырёх думских созывов, приятно отметить, что Дума 4-го созыва обладает большим потенциалом и действует очень продуктивно.