По информации экологического центра «Дронт», в селе Суворово в Дивеевском районе прошел праздничный фольклорный концерт «Святочные посиделки», организованный МОУ Суворовской СОШ и Суворовским сельским домом культуры при участии администрации Глуховского сельского совета. Два основных организатора – Ирина Барсукова и Елена Скотникова являются одновременно и учителями школы, и руководителями местного клуба.
Организаторы считают, что ночные колядки, гадания, ряженые - это не просто культурно-массовое мероприятие - это живая традиция.
На святочном вечере 8-го января было все: и песни, которые пели бабушки из деревень Дивеевского района - носители песенной традиции, и гадания под традиционные специальные подблюдные песни...
В короб собирали вещи участвующих в гадании, и, вынимая их, пели «Кому вынется, тому сбудется» - и стихотворное предсказание, например, свадебное
«Сидит кошечка в лукошечке.
Илию!
Она шириночки шьёт, за кота замуж идёт.
Илию!»
Дальше, после каждого такого предсказания идёт обязательная для ритуальных текстов часть – так называемая «закрепка»:
«Что кому же это песенка достанется?
Илию!
Кому сбудется, не минуется?
Тому жить и быть богатым, ходить хорошо!
Илию!»
Фольклорный ансамбль и одновременно коллектив специалистов по фольклору и этнографии «Свети-Цвет» показали рождественский вертеп - традиционное до революции кукольное представление. Переносной ящик служил сценой, а кукловоды-подростки разыгрывали библейские сцены, за что и получали некоторое количество монет.
Проект «Школа - этноэкологический центр района» успел связать друг с другом старшее поколение носителей традиционной культуры и молодежь.
Благодаря проекту появился в Суворово собственный, молодежный фольклорный коллектив «Чекуры» (местное название мальвы). Под руководством специалистов по традиционной народной культуре О.Гальцевой и А.Ершова школьники изучают и воспроизводят в своей жизни местную песенную и плясовую традиции, воскрешают празднично-обрядовую культуру, становясь её носителями.
Выступление «Чекуров» не ограничилось сценой - после «официального» концерта в клубе молодежь и примкнувшие к ним старшие товарищи пошли по селу колядовать, несмотря на хороший 20-ти градусный мороз... Здесь следует сказать, что жители Суворово этим не были удивлены, поскольку традиция колядок в нем не прерывалась...
Были и традиционные для Святок ряженые в масках - медведь с медведицей, лешаки и бабы-рядихи и ещё то ли черти, то ли цыгане.
Смысл святочного ряжения и колядок - преодолеть «переходное время», это холодное безвременье, время смерти и воскрешения солнца благополучно, поскольку именно в эти ночи граница между тем и этим миром очень зыбкая. В помощь приходят к нам в облике ряженых гости из того мира – звери, божества и духи. Ритуальные песенки-колядки и таусени обещают богатства и урожая каждому двору, так в это магическое время закладывается благополучие на весь следующий год... за свои песни колядующие получают «плату» - в основном продукты. Не просто просят, а требуют: «Не дашь блинка - хозяину пинка!»
9-го и 10-го января продолжилась работа над кадастром сакрализуемых объектов Дивеевского района. Группа специалистов сфотографировала ряд объектов в зимних условиях и зафиксировала их GPS - координаты. Такие священные объекты как Малый и Большой молельные камни и колодец св.Серафима Саровского, несмотря на труднодоступность, и среди зимы посещаются паломниками.
О других же объектах - предположительно реликтах мордовской (эрзя) культуры, таких как остатки священной дубовой рощи, «13 дубов» и Череватовский вяз, известно лишь благодаря устным преданиям, передаваемых друг другу носителями локальной традиционной культуры. Их координаты особенно важны, так как они находятся в стороне от дорог и известны немногим.
Работа проекта «Школа - этноэкологический центр района» продолжается. В том числе, будет продолжена работа над кадастром сакрализуемых объектов. Будут проведены работы по фиксации координат уже известных объектов, а также экспедиции по обнаружению других сакрализуемых объектов, основываясь на данных опросов.