Я не понимаю, почему человека, который смотрит “Дом-2”, слушает Шнура или Сергея Пенкина, считают изгоем в приличном обществе. Почему стыдно признаваться в том, что не читал Владимира Сорокина, Сергея Минаева или не смотрел “Двенадцать”? И не дай бог сказать, что иногда обедаешь в “Макдоналдсе”, сразу рухнет имидж образованного человека.
Никогда я не соглашусь, что “Чёрный квадрат” Малевича – произведение высшей художественной пробы, а перформанс имеет право называться искусством. Но вслух об этом не скажу: это вызовет бурный протест со стороны тех, кто думает “по правилам”. Да откуда они берутся, эти правила? Кто устанавливает идиотские стандарты общественного вкуса? По-моему, это обычный снобизм. Как себя вести, общаясь со снобами?
Павел К., Нижний Новгород
- Стандарты общественного вкуса, которые автор именует “идиотскими”, формируются в окружающей среде, а точнее, в определённом круге общения. Каждый человек живёт в мире установившихся отношений. Эти отношения можно сравнить с паутиной, которая оплетает все сферы деятельности человека. Каждый из нас в некотором смысле является выразителем коллективного мнения группы лиц, составляющих наш круг. И в этом круге царит дух общественного понимания. Дело вовсе не в пристрастии к творчеству того или иного деятеля искусства или кулинарных предпочтениях. Главное - это позитивный объём общих интересов.
Существует набор информационных инструментов, с помощью которых человек приспосабливается к реальности. К их числу относится музыка, кино, литература, театр, живопись и т. д. Разговаривая с людьми, человек получает эмоциональную и духовную пищу. Общение с близкими по духу даёт возможность найти некое “созвучие” со своими мыслями, а также глубже проникнуть в суть обсуждаемого предмета. При этом важно, чтобы набор приспособительных инструментов собеседника был аналогичен вашему. Проблемы начинаются тогда, когда человек вынужден находиться в чужом круге.
Однако недаром говорят, что о вкусах не спорят, и незачем лезть в чужой монастырь со своим уставом. Автор письма, судя по всему, испытывает проблемы при общении с людьми не своего круга. Но почему у него возникает необходимость обсуждать с ними свой “приспособительный набор”? Он обвиняет окружающих в снобизме, хотя и сам является снобом. Не будь он снобом, вопрос о стандартах общественного вкуса вообще не возник бы в его голове. Он тоже претендует на своё место в интеллектуальной элите. Единственное, что ему можно посоветовать, - не пытаться переделать людей чужого круга и подвести их под свой знаменатель. Наверняка есть знакомые, которые его понимают, вот с ними и надо обсуждать Шнура, Пенкина и “Макдоналдс”.
СПРАВКА
«АиФ-НН»
Снобизм - характерное поведение, образ мыслей, манеры
индивида, претендующего на элитарность. Сноб восхищается всем первоклассным,
начиная от произведений искусства и заканчивая одеждой, стремится показать себя
образованным, знающим человеком, одним из немногих избранных.
Однако происхождение этого слова не имеет к элите никакого отношения.
Снобами изначально называли людей неблагородного происхождения, стремящихся
пролезть в высшее общество.