О доходах…
ГЛАВНОЙ особенностью бюджета 2009 года я бы назвал ориентацию на ожидаемое исполнение - бюджета 2008 года, а не на его исходный вариант.
На сей раз мы принимаем бюджет с доходами выше прогнозов исполнения текущего бюджета на 3,6 млрд руб. и расходами - выше на 3,4 млрд руб. Такой подход больше соответствует реальному положению вещей. Хотя есть некоторые сомнения в достоверности ряда доходов. Например, запланированное увеличение сбора налога на доходы физических лиц на 39% я бы назвал рискованным. Реальный прирост этого налога в текущем году составляет только 19%. И я не слышал ни от одного государственного деятеля, что темпы роста доходов населения в 2009 году удвоятся.
Приличный рост в 2009 году намечен по земельному налогу - 25%. Этот налог, мы знаем, собирается тяжело, многое зависит от успешной работы налоговой службы. На мой взгляд, есть резервы в росте доходов от единого налога на вменённый доход и от использования муниципального имущества. Кстати, аналогичная картина наблюдалась и при принятии текущего бюджета, в ходе исполнения которого мы усложнили почти на миллиард задачу КУГИ. И комитет с ней справляется.
…и расходах
ЧТО касается расходной части бюджета, то отрадно отметить, что взгляды Думы и администрации на стратегию развития города в подавляющем большинстве совпадают. В новом бюджете приоритет отдан образованию. Оно занимает наибольший удельный вес в расходах - 36%. И к уровню 2008 года эта отрасль получит дополнительно почти 2 миллиарда рублей. На второе место по финансированию после образования в связи со строительством метромоста вышел транспорт. Отрадно, что администрация города услышала критику о необходимости снижения аппетита благоустроителей. Мы все за то, чтобы наш город был красивым и ухоженным, но нельзя это делать в ущерб другим сферам. Финансирование благоустройства уступает уровню текущего года, но по-прежнему занимает ведущее третье место по объёмам финансирования. Считаю оптимальным финансирование жилищного и коммунального хозяйства. Как никогда высокий темп роста в бюджете 2009 года запланирован по культуре. На 38% увеличивается финансирование библиотек, на 34% - театров, значительный рост в финансировании Дворцов и Домов культуры. Единственное несогласие с проектом бюджета лично у меня вызывает финансирование раздела "Здравоохранение, физическая культура и спорт". Темпы роста финансирования муниципального здравоохранения заложены большие, но с учётом увеличения платежей за коммунальные услуги, роста зарплаты и неудовлетворительного состояния с медицинским оборудованием они недостаточны. Явно недостаточно финансирование физической культуры и спорта. Но при условии использования дополнительных резервов эта ситуация вполне поправима.
Дефицит бюджета в 2,6 миллиарда никаких тревог не вызывает. В сегодняшнем состоянии бюджетного процесса дефицит - это своеобразный буфер. Экономика города крепкая и здоровая. Это подтверждается тем, что Нижний Новгород в последние четыре года не берёт кредитов в коммерческих банках, а значит, не платит кабальных процентов. Считаю проект бюджета на 2009 год сбалансированным и отвечающим реальным возможностям.