Вчера Европейский суд по правам человека вынес решение по очередному делу Комитета против пыток «Бузычкин против России». Европейским судом было принято решение, что условия содержания Виктора Бузычкина в СИЗО-52/1 г. Н. Новгорода и в СИЗО – 48/3 в Москве не соответствовали требованиям Статьи 3 Европейской Конвенции. Кроме того, Судом было установлено нарушение Статьи 13 Конвенции, поскольку заявитель не получил эффективной защиты своих прав на национальном уровне. Об этом сообщили в Комитете против пыток.
Как рассказал сотрудникам Комитета против пыток Бузычкин В.М., в мае 1998 г. он был арестован и помещен в следственный изолятор СИЗО-52/1 г. Н. Новгорода. При поступлении в изолятор Бузычкин прошел обязательный медицинский осмотр, в ходе которого ему была сделана флюорография грудной клетки и лабораторные исследования. Проведенное обследование не выявило каких-либо заболеваний легких.
Бузычкин В.М. был помещен в общую камеру. При этом, по словам Бузычкина, камера, рассчитанная на 24 человека, была чрезмерно переполнена. Спали по-очереди не более 4-х часов, остальное время приходилось стоять, т.к. даже присесть в маленькой камере было негде.
Из-за того, что окна были закрыты листами железа, в камере постоянно было жарко и душно. Из-за неработающей вентиляции не было притока свежего воздуха. На всю камеру работала только одна лампочка, поэтому в камере было почти темно. Принимать пищу приходилось стоя, поскольку в камере был всего один стол, рассчитанный на 8 человек, тогда как в камере было 120 человек. Питание было однообразным и недостаточным. В камере водились вши, клопы и тараканы. Санитарной обработки камеры и личных вещей арестованных не проводилось. Баня была 1 раз в 8 дней. Работало до 4-х душевых моек, так что помыться практически не удавалось. В камере это сделать было также невозможно.
В декабре 1998 года при очередном обследовании у Бузычкина был выявлен туберкулез легких. Ему было назначено лечение. Все назначения врачей он выполнял, от лечения не уклонялся. В ходе лечения состояние здоровья Бузычкина не оставалось стабильным: оно то улучшалось, то ухудшалось. Зная о своем заболевании, Бузычкин неоднократно обращался к врачу и начальнику учреждения ИЗ-48/3 с требованием перевести его в камеру для больных туберкулезом, т.к. туберкулез инфекционно заразен. Но его продолжали содержать в той же камере. К тому же, состояние здоровья Бузычкина ухудшилось, однако врачебной помощи ему не оказывали.
Сотрудники Комитета против пыток провели общественное расследование, в ходе которого были собраны материалы, подтверждающие слова Бузычкина. Как выяснили правозащитники, при поступлении в следственный изолятор (ИЗ-52/1) Бузычкин не страдал заболеваниями легких.
21 января 2002 года Бузычкин обратился в Советский районный суд Нижнего Новгорода с иском к Учреждению ИЗ-52/1 о возмещении вреда здоровью, взыскании денежных средств, затраченных на лечение, а также о компенсации морального вреда. Однако, районным судом, а позже и судом Нижегородской области, в удовлетворении иска было отказано.