Без вывески не входить
Закон обязывает пред-принимателей в сфере торговли и услуг предоставить потребителю полную информацию об изготовителе, исполнителе и продавце. На всех торговых точках, предприятиях бытового обслуживания и сферы услуг должна быть вывеска о принадлежности, информация о товарах, режиме работы. Если всего этого не имеется, то услугу или товар в таких местах лучше не приобретать. Иначе рискуете потратить свои деньги впустую. Если в жалобе отсутствует адрес виновника, в этом случае проверить и наказать его контролирующие органы не в силах.
Так что прежде чем заказать пластиковые окна, железные двери или покупать стройматериалы, уточните адрес (фактический и юридический) и полное название фирмы, магазина или рынка.
Кто заплатит за потраченные нервы?
Статья 13 Закона "О защите прав потребителей" говорит об ответственности продавца, индивидуального предпринимателя, а также импортёра. В ней сказано, что убытки, причинённые потребителю, подлежат возмещению. Закон устанавливает различный размер неустойки за каждый день. В торговле - 1% от стоимости товара, в бытовом обслуживании - 3% от стоимости товара. В дистанционной торговле (по каталогам, рекламным буклетам и прочее) - 0,5%.
Потребитель имеет право на возмещение морального вреда, который осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.
Договорчик поправим?
Заключая договор на тот или иной вид услуг, тщательно его изучите. Если вас не устраивают какие-либо условия, прописанные в нём, смело требуйте исключить их. Такое право предоставляет закон (будь то ремонт квартиры, установка пластиковых окон, дверей, заказ мебели и т.д.). При этом надо учесть, что аналогичные товары или услуги можно приобрести во многих других торговых точках и организациях. Не нравится - идите к другому.
Сейчас на рынке услуг и в торговле работает достаточно фирм, и выбор остаётся за потребителем.
Загляните в товарный паспорт
Покупая товар, сохраняйте все бирки, этикетки, чтобы в течение 14 дней в случае брака можно было вернуть товар. Бракованное изделие вам обязаны заменить или вернуть за него деньги в течение 7 дней. Продавец имеет право проводить дополнительную проверку товара в течение 20 дней. Если в товарном паспорте вы не обнаружите упоминания о гарантийном сроке, не расстраивайтесь. По закону гарантия на электротовары, бытовую технику и газовое оборудование устанавливается в течение двух лет. Если же на товар установлена двухлетняя заводская гарантия, то в магазине этот срок сокращать не имеют права.
Верните мои деньги!
Если вы считаете, что проданный вам товар или оказанная услуга (установленное окно, ремонт в квартире и т. д.) оказались некачественными, вы вправе обратиться к продавцу с требованием:
- заменить товар на другой,
- продать вам этот то-вар по сниженной стоимости, если это касается выполненной услуги, то компенсировать часть её стоимости,
- расторгнуть договор и вернуть деньги.
За чей счёт экспертиза
Товар (например, электроинструменты или строительные материалы) оказался некачественным? Потребитель вправе потребовать провести независимую экспертизу в надлежащих органах. Стоит помнить, что экспертиза товаров проводится за счёт предпринимателя. Но в случае, если прав окажется бизнесмен, вам придётся возместить стоимость экспертизы. А вот если предприниматель предлагает вам провести экспертизу в его сервисном центре, отказывайтесь, не раздумывая. Заключение подобной экспертизы и технического осмотра товара не имеет никакой юридической силы и не может быть представлено в суде.
В Нижнем Новгороде такая экспертиза проводится по адресам:
- Торгово-промышленная палата, площадь Октябрьская, д.1;
- Судебная экспертиза, Первая Оранжерейная, д. 46;
- Ростехрегулирование (бывшийГосстандарт),
ул. Республиканская, д.1;
- Федеральный центр гигиены и эпидемиологии, улица Кулибина, д.11.
Если после положительного заключения независимых экспертов в пользу потребителя предприниматель упорствует, то в этом случае разрешить вопрос сможет только суд.
Статья 17 предусматривает судебную защиту прав потребителей.
На заметку новосёлам
Въехав в новую квартиру, вы обнаружили недоделки и строительный брак? Смело требуйте бесплатного устранения недостатков. Ссылаться при этом следует на статьи 28, 29, 30 закона "О защите прав потребителей". Застройщик обязан устранить недоделки сам. Браком и недоделками признаётся всё, что не соответствует СНиПам (строительным нормам и правилам) и ГОСТам. Требования об устранении недостатков должны быть выполнены в срок, который назначит хозяин квартиры, указав его в своей письменной претензии. Разумеется, этот срок должен быть реальным. Если срок устранения недостатков согласован, а фирма всё равно его нарушает, потребитель вправе требовать неустойку за просрочку выполнения его требований - 3% за каждый день просрочки, но не более общей стоимости выполняемых работ. А если вы не удержались и сделали ремонт за свой счёт, вам обязаны возместить расходы - и стройматериалы, и рабочую силу. Поэтому берегите все чеки и иные документы, подтверждающие ваши траты.
По вопросам, касающимся некачественных услуг и товаров, обращайтесь в отдел защиты прав потребителей: 436-91-19, 433-94-16, 436-95-80.