Часто было неизвестно, где могила воина, родные которого получили похоронку. Что уж говорить о формулировке “пропал без вести”... Кто-то пытался разыскивать близких, но многие со временем смирились.
Однако надежда, как известно, умирает последней. С 2006 года решением Президента РФ начата эпохальная работа. На сайте Минобороны www.mil.ru в Книге памяти создан электронный архив, объединяющий в единую базу данных всю информацию о погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны.
Уже многие россияне смогли найти могилы дедов и прадедов, вернуть их из небытия, обретя при этом нечто большее, чем фотографии рядом с памятной плитой.
Есть такие примеры и в семьях нижегородцев.
Ждала 54 года
Извещение со словами “пропал без вести” жительница Казани Анна Ильина получила весной 1943 года. В 1947 году, после запроса, ещё одно. А потом потянулась жизнь. Без слёз и рыданий. Трудный послевоенный быт, дети. Просто ждала своего Степана. А на все недоуменные вопросы отвечала:
- А вдруг он калека, где-нибудь в доме инвалидов, без рук, без ног? Я же ему нужна! Как я его забуду?
Набожная Анна Михайловна так и не дала совершить отпевание супруга.
Искать Степана Ивановича его дети, живущие в Нижнем, пытались не однажды, в 50-е, в 70-е годы. Но безуспешно.
И не знали они, что в начале 90-х в деревне Завод в Великих Луках перезахоронили из общей могилы умерших в местном госпитале солдат Великой Отечественной. Перевезли на кладбище в Букрово, поставили памятник и написали фамилии всех. На букву “И” появилась среди прочих - Ильин С. И.
А спустя несколько лет, в 1997 году, умерла ждавшая его всю жизнь Анна Михайловна.
Дедуктивный метод
В один из июньских дней прошлого года в доме у дочери Анны и Степана Ильиных Александры Коломиец раздался звонок. От услышанного у неё чуть не подкосились ноги.
- Как нашли?! Где?
Дочь Александры Степановны Оксана и её подруга Татьяна, волнуясь, объяснили, что на сайте Минобороны ввели запрос на поиск деда Степана. В окне открылся сканированный пожелтевший документ “Именной список лиц начальствующего и рядового состава, умерших от болезней в период боевых действий в период с 11 по 20 апреля 1943 г.”.
В этом документе числился родившийся в Казани в 1910 году красноармеец Ильин. Но мало ли полных тёзок среди миллионов погибших? Однако один факт заставил замереть сердца - в последней графе “Адрес жены и родственников” стояло: Ильина Анна Михайловна и точное совпадение адреса! Сомнений не было - это он. Но... в графе “Где похоронен” - прочерк. Логика подсказала - скорее всего, он похоронен там же, где стоящий выше в списке красноармеец Дербиков - в деревне Букрово-2 Великолукского района. Умерли они с разницей в три дня. Прочерк напротив фамилии Ильин означает “там же”.
Значит, искать надо в Букрово-2.
- Я нашла почтовое отделение, - рассказывает Оксана. - Через него - школу. А если есть школа, значит, должен быть музей. Директор меня подробно выспросил и дал телефон секретаря букровской волостной администрации Зинаиды Степаненко. Знаете, меня тронуло то, что со мной не просто поговорили, мне взялись активно помогать.
Теперь навсегда
Пообещав всё разузнать, Зинаида Степаненко объехала с 5 утра все местные кладбища, куда перенесли останки воинов. В 11 часов позвонила:
- Вы знаете, нашла я вашего деда!
...В светлой роще среди сотен высеченных на каменной плите фамилий одна будто светится ярче других. Во всяком случае для тех людей, которые, поставив к могиле корзину цветов, замерли рядом. Родная кровь, ради которых он ушёл на страшную войну и не пожалел жизни.
Этим летом семья Коломиец собирается опять ехать в Букрово-2 к отцу, тестю, деду и прадеду.
- Я потом знакомым помогла. И знаю, что ещё двое нашли своих родственников, - рассказывает Оксана. - А тогда... Мы чувствовали, что отдаём долги.
КСТАТИ
Зять красноармейца Степана Ильина, нижегородский писатель Алексей Коломиец, готовит к печати очерк. Называться он будет “Обретение”.
Недалеко от Букрово стоит памятник Александру Матросову, с которым Степан Ильин служил в одной дивизии.