Нижегородскому граффити больше десяти лет: первые рисунки появились в середине 90-х. Граффити-джем «Urban Roots Jam», который прошёл на стадионе «Водник» 19-20 апреля, - яркое свидетельство того, что в Нижнем граффити активно развивается: в джеме приняли участие не только опытные райтеры (художники граффити), но и ребята, которые занимаются им сравнительно недавно.
Нижний без большого райтера
- Как изменилось нижегородское граффити с первого проведённого в нашем городе фестиваля?
Александр (aka Stan One), организатор джема, профессиональный райтер:
- Первый нижегородский граффити-фестиваль был в 1999 году. Конечно, с тех пор всё изменилось, в лучшую сторону. Появилось много новых райтеров, ребята стали лучше рисовать.
- Кто из нижегородских райтеров, на твой взгляд, рисует на высоком уровне?
- По меркам российской граффити-сцены, сильные райтеры – Tek, Sjam, Змей, Lexus. Если говорить о молодёжи – то у нас нет таких интересных персонажей, как в других городах, уровень наших молодых райтеров заметно ниже.
- Граффити имеет национальную специфику?
- Нет. Граффити – это чисто интернациональное искусство. Естественно, рано или поздно появляются художники, которые в поисках стиля, оригинальных решений используют какие-то народные элементы: бразильцы, французы, русские... Например, ребята из украинской команды iнтереснi казкi делают оригинальные даже по мировым меркам штуки, но это опять-таки особенность стиля, а не влияние «корней». Исключение - ирландцы: то, что в основной массе народа считается ирландским граффити, - это именно национальные рисунки.
Буквы или лица
Процесс рисования граффити со стороны выглядит довольно пассивным: рисунок, будь то шрифт или персонаж, появляется медленно, постепенно возникают менее крупные детали, проявляются мелкие черты. Райтеры делятся баллонами, советуются, оценивают свои рисунки с расстояния. В крайнем углу площадки толпятся подростки, рядом с ними кружит малышня – серьёзные школьники класса третьего, с баллонами в пакете.
- Это твой первый граффити-джем?
- Да. Я рисую около двух лет, - признается Shahid
- Что тебе больше нравится рисовать: кэреки (персонажей) или шрифты?
- Кэреки. Хотя шрифты тоже неплохо получаются.
- Почему ты стал заниматься граффити?
- Были баллоны. Мне их девушка на день рождения подарила.
Левая половина стены – настоящий «продакшн», несколько рисунков высокого уровня мастерства, выглядящих как единое целое, несмотря на различие стилей художников: Zlo (пистолет), Lexus One (колобок), Triksa One (два автопортрета), Tek (голодный робот), Stan One (шрифт).
Tek любит роботов: разного цвета, пола, каждый из них - со своим настроением. На этот раз один из роботов, железно-синий, ест крысу, интеллигентно сжимая в руке вилку.
- Самые экстремальные условия, в которых вы рисовали?
- Дома на балконе: там было жарко, душно, хотелось есть и спать… Краска была плохого качества, токсичная, я очень быстро утратил привычный взгляд на мир. Однажды рисовал у друга в ванной: ощущения очень похожие…
- Что тебе интереснее рисовать: кэреки или шрифты?
- По-разному бывает. Периодами, я бы сказал. Иногда я рисую два-три шрифта подряд, мне так адски надоедает, что потом хочется рисовать исключительно персонажей. И наоборот. В том и другом своя прелесть, своя специфика.
Sjam родом из Казани. Его рисунок - и шрифт, и персонаж одновременно.
- Я люблю и шрифты, и кэреки, потому что мне нравится экспериментировать, рисовать в разных стилях, - говорит он. - Вообще, всё зависит от скетча, который больше понравился. Если это персонаж – делаешь его основным, и на шрифт уже уделяется меньше внимания. Мои буквы представлены в немного странном виде: они разбиты на составные части, и только мне понятно, какая часть за что отвечает: горизонтальную, вертикальную линию, как в обычном шрифте…
Два как один – это команда
Команда (crew) SAC существует около пяти лет. SAC – это райтеры Nomers и Tangeros. У них роли распределены чётко: Nomers – персонажи, Tangeros – шрифты.
- У твоих персонажей есть прототипы?
- Не всегда. Иногда я придумываю их сам, иногда срисовываю с фотографии. Но, конечно, есть и живые модели. Я рисовал своего младшего брата, например.
- В черно-белой гамме сложнее рисовать?
- Одинаково сложно и в цветной, и в чёрно-белой. Просто стиль у меня такой.
- В чём сложность объединения кэрека со шрифтом?
- В том, что это разные стили, но нужно сделать так, чтобы шрифт дополнял персонажа, и наоборот. Но полноценное граффити – это когда присутствует и то, и другое.
Граффити против вандализма
Термин «бомбинг» в России и в Европе употребляется в почти противоположных значениях. В Европе, США бомбер (человек, занимающийся бомбингом) – райтер-экстремал. В России бомбинг – это в первую очередь злостное хулиганство.
- Как ты относишься к бомберам?
- Нижегородский бомбер – человек, ищущий дешевой славы, нулевой художник с большими амбициями. Европейский бомбер часто рисует так же профессионально, как у нас – художник граффити. В основной массе это, конечно, такие же вандалы, как у нас, но есть и достойные ребята. Они сами по себе интересные люди, образованные, интеллигентные, приятные в общении. Наши им, конечно, не чета.
Второй день рисования порадовал райтеров хорошей погодой: они без помех закончили свои работы. Лучшим был признан рисунок Triksa One. Художник получил призовые 10 баллонов краски для граффити Belton-Molotov. Никто из райтеров не ушёл недовольным.
Вдоль стены ходили восхищенные подростки, малышня и даже взрослые дяди с детьми.