Об этом заявил директор по закупкам продовольственных товаров этой известной компании Стивен Кригер, приехавший в Нижний Новгород в четверг на встречу с местными сельхозпроизводителями.
О претензиях поставщиков, связанных с надуманными бонусами и штрафными санкциями со стороны этой и других торговых сетей, нижегородские «Аргументы и факты» рассказывали в номере за 13 февраля этого года и публиковали некоторые общие пункты, закреплённые в договорах сетевых компаний. Например, штраф за разглашение условий договора, за так называемое «недружелюбное влияние» указывался в размере… 2 миллионов 700 тысяч рублей. Такая же сумма бралась за предоставление конкурентам более низких цен на свою продукцию. Кроме того, учитывалась масса всевозможных и непонятных бонусов, то есть скидок для покупателя с товарооборота поставщиков, в частности за открытие и обновление товарного ассортимента, маркетинга, продвижения продукции, за распродажу выведенного из ассортимента товара. И даже за… празднование дня рождения «Метро Кэш энд Керри».
- Я понимаю торговую сеть, когда она штрафует за несвоевременную поставку товара, или за его качество, - заявил на это вице-губернатор Виктор Клочай, проводивший совещание, - но кто мне объяснит, что такое входной бонус и что такое ретро-бонус. Зачем, например, продвигать в нашей области продукцию «Дэмки», Чернышихинского мясокомбината, или Сеймовской птицефабрики, которые давно не нуждаются в рекламе. Другое дело, если нижегородские производители захотят, чтоб их продукция присутствовала в магазинах «Метро…», открытых, скажем, в Красноярске, тогда расходы на её продвижение нужно делить пополам. И почему наши поставщики должны нести расходы на то, чтобы та или иная компания выкладывала на полки их товар. Это забота магазина. Не нужно подписывать кабальные договора, мы остановим все сети по очереди, и тогда они сами по очереди будут приезжать к нам, чтобы договориться о сотрудничестве на нормальных условиях.
Как выяснилось, терпение у нижегородских товаропроизводителей лопнуло после того, как им предложили новые договора на 2008 год, которые они отказываются подписывать. По словам генерального директора ЗАО «Система-плюс» Юрия Удалова, бонусы ещё больше увеличиваются и становятся непосильными для предприятия. Так, в 2008 году общий размер скидок для этого предприятия достиг 36,3 (!) процента. Нижегородцев устроила бы величина в 10-15 %. Как заявила заместитель генерального директора ООО «Чернышихинский мясокомбинат» Татьяна Щавлева, появились даже новые скидки, например, с оборота за год, причём договора заключается в одностороннем порядке и защищают интересы только покупателя, то есть сетевой компании. Участвующие в совещании товаропроизводители предложили «Метро Кэш энд Керри» ограничить срок реализации товаров до 30 дней, отменить годовую скидку и другие бонусы и «посадить» в Нижнем Новгороде своего бухгалтера, чтоб оперативно решать все вопросы.
- Несмотря на вашу жёсткую речь, я готов всё объяснить, - пошёл на уступки Стивен Кригер, - так называемый «входной билет» за сотрудничество с компанией, как написали нижегородские газеты, это просто ошибка, как и бонус за открытие магазинов. Мы не единственная организация, которая ошибается. Не надо устраивать митингов, я готов встретиться с каждым поставщиком в Москве, или здесь в Нижнем Новгороде и обсудить условия контрактов, если есть непонимание. Я замораживаю условия прошлого года на 2008 год.
- Это предложение принимается с учётом того, что в уже имеющихся договорах 2007 года надо убрать всё наносное, что придумали менеджеры компаний, когда пришли в Россию, - подкорректировал сказанное Кригером Виктор Клочай. – Мы не требуем никаких преференций нашим товаропроизводителям, мы за взаимовыгодное сотрудничество, но когда берут штрафы за лояльность, или просят скинуться на юбилей, это просто неприлично. Мы, как областное правительство, должны реагировать на ситуацию, зачем нам непопулярные меры, вы, ребята, просто приведите всё в порядок. Надо заканчивать с самодеятельностью местных менеджеров компании, которых вы взяли на работу.
В ближайшее время обеими сторонами будут проанализированы и предложены приемлемые условия договоров между нижегородскими компаниями и «Метро Кэш энд Керри». Очередь за другими торговыми сетями.
- Губернатор Валерий Шанцев дал поручение по очереди встретиться с представителями всех сетевых компаний и придти к приемлемому соглашению с ними, - подтвердил Виктор Клочай.