“Круглый стол” прошёл в день открытия форума “Неделя женского здоровья”. В обсуждении участвовали доктора медицинских наук: главный акушер-гинеколог г. Санкт-Петербурга Борис Новиков, первый заместитель директора департамента здравоохранения Нижегородской области Ирина Переслегина, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии НижГМА Татьяна Качалина, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры репродуктивного здоровья женщины Медицинской академии последипломного образования г. Санкт-Петербурга Маргарита Репина (на снимке слева направо).
Как закрыть ножницы
Государство наконец-то всерьёз озаботилось тем, что люди в стране чаще умирают, чем рождаются. Федеральное правительство приняло программу демографического развития до 2025 года, региональное - аналогичный документ по Нижегородской области до 2020 года. Каких результатов нижегородцы вправе ожидать от их реализации?
Ирина Переслегина:
- Демографическая ситуация в нашей области отражает общероссийские закономерности, возникшие с начала 90-х годов, когда смертность в два раза превысила рождаемость. Тогда появился термин “русский демографический крест”. Сейчас чаще говорят о демографических ножницах, то есть смертность в разной степени превышает рождаемость.
Одним из первых масштабных мероприятий, проведённых правительством области, стало принятие программы совершенствования службы родовспоможения. Концепция включает несколько этапов. Первый - снижение смертности, в том числе материнской и младенческой, второй - повышение рождаемости, улучшение здоровья женщин, третий - миграционная политика. Программа, рассчитанная на три года, получит финансирование 2,5 миллиарда рублей. Планируется оснастить учреждения родовспоможения в соответствии с современными требованиями, а также построить новые. Важнейший пункт программы - появление в 2009 году в Нижнем Новгороде перинатального центра, аналогов которому в нашем регионе не было никогда. Весь комплекс мероприятий позволит сжать демографические ножницы.
О состоянии исполнителей
Программы и национальные проекты - это прекрасно. Но для того чтобы планы стали реальностью, требуется определённый уровень репродуктивного здоровья. В состоянии ли наши женщины родить полноценное во всех смыслах поколение?
Татьяна Качалина:
- Репродуктивное здоровье - это действительно фактор национальной безопасности страны. Из 77 млн женщин России 75 занимаются трудовой деятельностью. То есть их здоровье необходимо и для экономического развития. А женщины детородного возраста обеспечивают состояние генофонда нации.
Борис Новиков:
- Бесплодных пар становится всё больше. Но мало говорить только о проблеме бесплодия. Трудность ещё и в том, что не всякая забеременевшая женщина в состоянии выносить плод. Сейчас правительство ставит вопрос о том, чтобы выхаживать маловесных детей. Я бы не стал на этот счёт питать радужные надежды. Хорошо известно, что новорождённые с массой тела от 500 до 1000 граммов, несмотря на все усилия медиков, с высокой степенью вероятности могут стать инвалидами. Чтобы снизить эту вероятность, требуются достаточно серьёзные вложения, строительство перинатальных центров по всей стране. Хорошо, что такая работа ведётся.
Маргарита Репина:
- Наверное, правильнее было бы вопрос поставить не о том, могут ли женщины родить здоровое поколение, а о том, как может современная медицина им помочь. Без высококвалифицированной помощи появление здорового ребёнка маловероятно.
Готовиться надо с рождения
Так насколько же проблематично состояние женского здоровья и почему оно таково?
Татьяна Качалина:
- Если говорить о Нижегородской области, то 89 процентов беременных женщин имеют какое-либо хроническое заболевание: патологию сердца, почек, других внутренних органов.
Борис Новиков:
- С будущими матерями ситуация такая же, как с призывниками. К окончанию школы дети обзаводятся хроническими заболеваниями. В Санкт-Петербурге к моменту перехода из детской поликлиники во взрослую на каждого подростка в среднем приходится по два с половиной диагноза.
Маргарита Репина:
- Огромную роль играют инфекционные болезни, особенно пиелонефриты. Мы встречаемся с ранним развитием патологии сердца, вплоть до гипертонической болезни. В репродуктивный возраст вступают, по сути, больные люди. Безусловно, это сказывается и на способности к деторождению. Немаловажную роль играют вопросы воспитания. Стоит ли удивляться огромному количеству ЗППП (заболеваний, передающихся преимущественно половым путём. - Ред.) после того, что сейчас показывают по телевизору?
Ирина Переслегина:
- Получается замкнутый круг. У больной матери невелик шанс родить здорового ребёнка. В дальнейшем этот ребёнок вырастает, и у него ещё меньше шансов произвести полноценное потомство, и так далее. Порочный круг необходимо разорвать. В Нижнем Новгороде существует центр охраны репродуктивного здоровья подростков, но это очень мало. Как только девочка родилась, необходимо принять все меры, чтоб в дальнейшем она смогла стать матерью здоровых детей.
Где найти новые технологии
Современная медицинская наука позволяет решить многие проблемы со здоровьем. Благодаря новым технологиям счастье материнства становится доступным для женщин с бесплодием. Но почему так трудно научные достижения проникают в практическое здравоохранение?
Ирина Переслегина: - Новые технологии внедряются очень медленно, а нередко вообще остаются на стадии научных разработок. Чтобы лечебное учреждение могло использовать новую технологию, нужно включить её в стандарты диагностики и лечения. Только то, что записано в стандартах, будет оплачено либо из бюджета, либо из фонда обязательного медицинского страхования. А процедура стандартизации очень длительная. Создаётся впечатление, что новые технологии быстрее осваиваются в частных клиниках.
Татьяна Качалина:
- Позволю себе не согласиться. Не видела, чтобы в платных центрах было что-то такое, чего нет в государственных учреждениях.
Маргарита Репина:
- Нашим специалистам по зубам любые технологии, которые активно применяются за рубежом. Но все они очень дорогие. Если пациент может заплатить дополнительно, то он получает доступ к европейскому уровню помощи. Возможно, поэтому в платных центрах современные достижения науки имеют больше шансов на продвижение, чем в государственных.
Кому доступно ЭКО
Одна из современных дорогостоящих технологий - экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Одна процедура стоит свыше 100 тысяч рублей, а для получения успешного результата обычно требуются три попытки. Можно ли сделать этот дорогостоящий метод общедоступным?
Ирина Переслегина: - Безусловно, ЭКО имеет большое значение для осуществления демографической политики. Сделать эту процедуру бесплатной было бы замечательно. Надо отметить, что в будущем перинатальном центре планируется создать отделение экстракорпорального оплодотворения.
Борис Новиков:
- У нас в Петербурге из областного бюджета выделяются квоты на проведение ЭКО примерно 450 супружеским парам. Но давайте смотреть честно. От 450 женщин будет рождено около 100 детей (такова мировая статистика). Любой налогоплательщик может спросить: а почему я должен оплачивать эти услуги? Особенно если женщина, которой оказана дорогостоящая помощь, стала бесплодной в результате собственного беспутного поведения? К тому же качество здоровья этих детей тоже нередко внушает опасения. Тем не менее развивать технологию нужно, следует создать сеть учреждений, которые этим занимаются.
Маргарита Репина:
- Вынуждена с вами не согласиться. Есть пациентки очень порядочные, но не имеющие возможности заплатить за ЭКО. Почему они должны лишаться счастья материнства? Учитывая рост числа бесплодных пар, этой программе уготовано большое будущее.
Возраст родам не помеха
Все чаще женщины откладывают деторождение на более поздний возраст. За рубежом такое явление наблюдается давно. Захотела стать матерью хоть в 35, хоть в 40 лет - пожалуйста. И ребёнок появится на свет здоровым, и с женщиной будет всё в порядке. А как у нас?
Маргарита Репина:
- И мы так же говорим: когда захотела стать матерью, тогда и рожай. Лишь бы женщина пришла к врачу, а уже наша задача - помочь пациентке, сколько бы лет ей ни было и чем бы она ни болела. В Санкт-Петербурге более половины детей рождаются от женщин более старшего возраста. И это никак не влияет на показатель перинатальной смертности.
Борис Новиков:
- Мне приятно сообщить, что президент Путин назвал наш город среди лидеров в плане родовспоможения. Показатель перинатальной смертности находится на уровне Швеции и Финляндии и составляет 5,85 на тысячу (для сравнения: в Нижегородской области - 9,1. - Ред.). У нас созданы отделения реанимации новорождённых, где находятся дети с высокой степенью недоношенности. Но единого перинатального центра у нас нет. И я очень рад за нижегородцев, что у них появится крупное специализированное учреждение.
Татьяна Качалина:
- Можно сказать, что мы уже сейчас достигли определённых результатов, в недавнем прошлом перинатальная смертность у нас составляла 12 - 13 на тысячу. Чтобы снизить этот показатель, нужны и центры, и оборудование, и кадры. Существует проблема дефицита акушеров-гинекологов в области: пожилые врачи уходят на пенсию, молодёжь в отдалённые районы не едет.
Ирина Переслегина:
- Проблема с кадрами есть, но делаются активные попытки привлечь специалистов на село. Второй год продолжается губернаторская программа помощи выпускникам вузов. Среди участников программы есть и акушеры-гинекологи. Это позволяет надеяться на то, что и сельские учреждения смогут заниматься родовспоможением на должном уровне.