По информации пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области, региональное правительство 13 ноября одобрило Концепцию повышения заработной платы работников бюджетной сферы Нижегородской области до среднеобластного уровня.
В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года главной целью деятельности правительства Нижегородской области является рост благосостояния жителей области. В среднесрочной перспективе поставлена задача достижения среднероссийского уровня по показателям среднедушевых доходов и средней заработной платы.
При решении этой задачи усилия правительства Нижегородской области в первую очередь должны быть направлены на повышение уровня заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.
По итогам 2006 года уровень заработной платы в отраслях социальной сферы составил: от 4 000 рублей – в учреждениях соцзащиты до 6 300 рублей – в здравоохранении. Средняя зарплата в экономике (без учета отраслей бюджетной сферы) составила 8500 рублей. Соотношение с зарплатой занятых в учреждениях соцзащиты – 46,5%, физкультуры и спорта – 68,4%, в сфере культуры и искусства – 49,9%.
Необходимы меры по поиску дополнительных резервов для увеличения заработной платы в бюджетных отраслях за счет повышения эффективности работы учреждений бюджетной сферы, ускорения реструктуризации сети бюджетных учреждений, оптимизации структуры должностей и внедрения прогрессивных систем нормирования и оплаты труда.
На сегодняшний день существует проблема неэффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. По учреждениям бюджетной сферы области присутствует излишняя численность персонала по причине несоответствия нормам и нормативам, принятым в Российской Федерации.
Объем неэффективных расходов Нижегородской области составил:
- по отрасли образование – 819,3 млн. рублей в связи с избыточной численностью персонала; 253,3 млн. рублей – вследствие низкой наполняемости классов;
- по отрасли здравоохранение – 234,4 млн. рублей из-за излишней численности коечного фонда, 248,0 млн. рублей – вследствие высокого уровня госпитализации; 426,5 млн. рублей – в связи с длительностью лечения, превышающего нормативное значение.
Правительство Нижегородской области предлагает следующие пути решения задачи по повышению заработной платы работников бюджетной сферы до среднеобластного уровня:
1. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы Нижегородской области в 2008 году путем установления надбавки к тарифной ставке по ЕТС в размере 9% работникам социальной сферы области.
2. Повышение минимального размера оплаты труда в Нижегородской области с 2 300 рублей в 2007 году до 4 000 рублей в 2009 году.
3. Установление в 2009 году ставки I разряда по ЕТС в размере 3 000 рублей.
С учетом надтарифного фонда указанные мероприятия дадут возможность установить среднюю заработную плату работникам бюджетной сферы Нижегородской области уже за 9 месяцев 2009 года до уровня среднемесячной заработной платы работающих в целом по области за соответствующий период 2008 года.
4. Обеспечение внедрения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере Нижегородской области. Основой реформирования системы оплаты труда должно стать условие – «конкретный размер заработной платы напрямую зависит от объема и качества оказываемых социальных услуг, соответствующих современным потребностям населения Нижегородской области». Оплата труда должна производиться с учетом достижения конечных количественных и качественных показателей предоставления бюджетных услуг, например, в образовании – с учетом обученных детей, в здравоохранении – пролеченных больных и т.д.
5. Обеспечение проведения мероприятий по оптимизации расходов на содержание бюджетных учреждений Нижегородской области. Система мер по оптимизации расходов также должна базироваться на принципах бюджетирования, ориентированного на результат.
Мероприятия должны предусматривать:
- инвентаризацию перечня бюджетных услуг, оказываемых конкретными учреждениями бюджетной сферы, внедрение стандартов качества предоставления бюджетных услуг, внедрение системы оценки потребности населения в предоставлении бюджетных услуг;
- переход на систему формирования государственных заданий или заказа на оказание бюджетной услуги;
- оптимизацию сети бюджетных учреждений, в том числе через изменение организационно-правовой формы бюджетных учреждений, перевод в автономные учреждения;
- оптимизация штатной численности работников бюджетных учреждений, расходов на содержание учреждений с направлением экономии на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, говорится в пресс-релизе.