С директором училища Татьяной Цыганковой последний раз они виделись в мае этого года.
Человек из народа
- К нам в училище приходят разные ребята. А Саша был человек из народа, с хорошей нравственной закваской. Он пришёл в училище после армии. Мне кажется, служба на него повлияла отрицательно. Конечно, она дала ему жизненный опыт. Но Саша был безумно зажат. Преподаватели измучились, освобождая его из “скорлупы”. Но, несмотря на зажатость, даже на экзаменах было видно, что парень способный. Руководитель курса Владимир Моисеевич Крипец, очень опытный и талантливый режиссёр и педагог, к сожалению, рано ушедший от нас, много вложил в Сашу.
Дедюшко был старше своих однокашников, поэтому всё понимал, помогал в решении любых конфликтов. Мы садились в моём кабинете друг напротив друга и обсуждали. Я с Сашей советовалась как со взрослым человеком. Он мне говорил правду, я ему. И вместе мы вырабатывали общую тактику.
В плане актёрского мастерства Александр не сразу раскрылся. Тех, кто пришёл к нам из школы, учить проще. Я наблюдала, как Саша всеми силами старался выбиться. Что он над собой творил и сколько он работал! Знаете, с чем это можно сравнить? Недавно я читала воспоминания артиста балета, балетмейстера Сергея Лифаря, как он в разгар Гражданской войны в Киеве, отключившись от всего происходящего, в пустом холодном зале каждый день по шесть часов занимался один, без педагога и концертмейстера.
Саша вкалывал как зверь. И когда он уже заканчивал училище, мы видели, что его усилия дали результаты. Саша играл Леща в дипломном спектакле “На дне” по Горькому, а также старика в постановке Семёна Лермана. Всё это было так комично, с таким юмором! Перед нами выступал уже сформировавшийся артист.
Настоящих мужчин мало
В жизни актёра важна удача. По окончании училища Саша уехал работать в областной драматический театр Владимира. В Горьком не удалось остаться - у нас даже Евстигнеева не взяли в местный театр!
Но, видимо, работа во Владимире его не удовлетворила - ролей было не очень много. Его нужно было хорошо знать, чтобы с ним работать, развивать его талант. И Саша уехал в Москву. Мы с ним регулярно встречались в столице - я часто там бываю, - когда он в прямом смысле мыкался. При встречах долго разговаривали. Он делился своими невзгодами: работы нет, жилья нет. Но он всё время повторял:
- Татьяна Васильевна, вот увидите, я добьюсь! Я хожу в тренажёрный зал, работаю над собой, занимаюсь самообразованием.
И вдруг в один из моих приездов в столицу Саша приходит и говорит:
- Я работаю во МХАТе! Меня Ефремов взял.
С этого момента его карьера пошла в гору. Я понимаю, почему его заметили - сейчас в нашем кино настоящих мужчин очень мало. В нём было благородство, народное нравственное чувство. Ничто его не сломило. Саша выстоял. Всё это отразилось на его кинообразе - за спиной опыт, биография. Это очень важный аспект - что есть в артисте за кадром, внутри, а не в лоб. Жаль, что режиссёры не копнули глубже. В нём были и юмор, и озорство. Что ж, это киноиндустрия - брать то, что на поверхности.
Любил преданно и нежно
В то же время Саша оставался очень тёплым человеком. Мне очень нравилось его отношение к женщинам. Со своей первой женой Людой Томилиной он познакомился в училище, она была курсом старше его. Саша её любил так преданно, так нежно. Он был настоящий мужчина всегда. Они расстались не по его вине. Но он оставался с ней в хороших отношениях, любил дочку, помогал.
Он всегда был верен училищу, никогда не порывал с нами связи. В мае этого года собирался выпуск его первой жены. Саша приехал, несмотря на занятость в съёмках. Говорил, что очень соскучился. Но я понимала, что ему теперь есть что предъявить: “Вот видите, всё не напрасно”. Тогда я ему сказала:
- Солнышко, я приеду осенью в Москву, мы увидимся, обсудим покупку твоей квартиры.
Но увидеться мы так и не успели...
Конечно, для нас это трагедия. Я буквально недавно его вспоминала, мы готовимся к 90-летию училища, хотели у Сашки взять его большой портрет и повесить в фойе, рядом с нашими знаменитостями. Он этого достоин.
Теперь я поеду в Москву, чтобы почтить его память.