Средство передвижения - точная примета времени, характеризующая нашу жизнь, нас с вами. На чём мы ездим сегодня? Что модно? Что актуально? Посмотрите вокруг - и машины вам расскажут больше, чем официальная статистика, прожиточные минимумы и отчёты чиновников.
Наши и Европа
Всё реже езда на отечественном автомобиле встречается как принципиальная позиция. ВАЗ, ГАЗ, УАЗ нормально конкурируют с другими брендами, без каких-то надуманных патриотических лозунгов. Действительно, с чего бы, когда один - бывший Fiat, другой - Ford, а третий - Jeep Willis?
В прошлом году впервые в истории России было продано более миллиона новых иномарок! И в этом году продажи продолжают расти - плюс 70 процентов! Позиции исконно русских машин сокращаются, хотя и медленно: их было продано примерно столько же, сколько иномарок.
Общество, как сейчас говорят, стабилизировалось, людям хочется передвигаться быстро, комфортно и модно, поэтому продажи иномарок растут. Ещё пять лет назад самой популярной новой иномаркой в России была Daewoo Nexia узбекской сборки - перелицованный корейцами Opel Kadet образца 1987 года. Новых “европейцев” покупали избранные - самыми актуальными были трёхлетние. А сейчас?
Пятёрка лидеров
Вообще, наш вкус по отношению к автомобилям очень изменился за последние годы. Мы стали предпочитать Ford и Toyota бюджетным “корейцам”, набирают обороты незаслуженно забытые Volvo, Honda, Skoda...
Пятёрка лидеров не вызывает удивления. Ford - самая популярная марка автомобилей в России. Безусловно, это заслуга модели Ford Focus II. Как и в 2006 году, немного отстаёт Chevrolet - видимо, это объясняется производственными мощностями “ДжиЭм-АвтоВАЗ”: очевидно, “Шеви-Нив” просто производится меньше, потому что ни Ford, ни “Нивы” в автосалонах не залёживаются. Да и второй всеволожский “Фокус” Форда удался и добавил американцу очков. К тому же Chevrolet российской сборки теперь не до конкуренции с “европейцами” - потребители выбирают между Chevy и Chery.
Hyundai продолжает терять позиции. В 2005 году именно эта марка занимала первую строчку таблицы, но в 2006 году сместилась на третье место, а в начале 2007-го и вовсе ушла с подиума, уступив место Toyota. И это нормально. Во всём мире Hyundai занимает места в середине таблицы, а в России она временно поднялась за счёт Accent по цене “Жигулей”, недорогой Sonata и модного одно время Hyundai Getz.
Если Toyota действительно построит в России сборочное производство, то у неё есть все шансы подняться выше третьего места, где она оказалась, по-моему, впервые.
По итогам 2007 года наверняка поднимется Cherry и потянет вниз тольяттинские Chevrolet. У “китайцев” российской сборки есть реальный шанс к концу года оказаться вплотную к Renault, если будет успешно развиваться дилерская сеть. Opel тоже продолжит восходящее движение, успешно конкурируя с “японцами” и “немцами” второго эшелона. Судя по динамике, эта марка к концу года оставит позади KIA, Mitsubishi и, может быть, Daewoo. Хотя обновлённый Lancer может не дать Opel обогнать Mitsubishi...
Спрос превышает предложение
Пока автопроизводители и их дилеры бьются за наше с вами драгоценное внимание (и кошелёк), мы могли бы, развалившись в креслах, поглядывать на это представление и не спеша отдавать кому-то предпочтение. Но у нас ещё не Европа. Русский автомобильный голод далёк от утоления, спрос превышает предложение. Чтобы купить машину, которую хочешь, а не ту, которая есть, надо побегать, записаться в очередь, сделать предоплату и какое-то время подождать.
И только потом... “гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.