КАРТЫ бывают не только банковские (дебетовые и кредитные), но и магазинные, бензиновые, клубные и другие. Кроме того, в зависимости от основной функции различают расчётные (платёжные), идентификационные, лоялти (Loyalty Card), дисконтные (Discount Card)... Самые широко распространённые виды такого рода платёжных средств - это банковские, дисконтные и лоялти-карточки.
ЭТО универсальный платёжный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счётом. При помощи карты можно осуществлять операции с одним или несколькими счетами. Пользуясь ей, можно оплачивать товары и услуги, снимать наличные. Карточка выпускается на определённый срок. Обычно это 1 - 3 года. Когда истекает срок действия карты, её перевыпускают по заявлению клиента. Замена карточки раз в несколько лет производится из-за физического износа пластиковой основы и магнитной полоски. Кроме того, некоторые банки рекомендуют перевыпустить карту после посещения зарубежных стран (особенно Украины, Польши, Турции) из-за большой вероятности взлома.
Для того чтобы стать обладателем карты, как правило, достаточно заполнить специальное заявление и представить удостоверяющие личность документы. Иногда требуется внести некоторую сумму, которая будет засчитана как первичный взнос, если, например, карточка дебетовая.
Ряд банков предлагает вклады, привязанные к банковским картам. При этом на сбережения начисляется процент до 6 - 7 годовых в рублях и 4 - 5 - в валюте. Это очень удобно, так как деньгами можно пользоваться в режиме текущего вклада, но при этом получать дополнительный доход.
Банки выпускают карты, предназначенные как для локального (местного), так и международного использования. Среди международных наиболее известны Eurocard/MasterCard и VISA, среди локальных - Сберкард, которая выпускается Сбербанком.
ЭТИ карты предоставляют своим владельцам право получать скидки в торговых сетях, заключивших договора с компанией, выпустившей карту. Она, как правило, предоплаченная - чем больше сумма внесённой предоплаты, тем больше будут скидки или срок действия.
Кроме дисконтных карт, выпускаемых организациями, карточки могут быть введены в оборот магазинами, аптеками, ресторанами. Они дают право на определённую скидку только в организации, выпустившей карточку. Такие часто вручаются клиентам, совершившим покупки на достаточно большую сумму. В некоторых магазинах карту можно просто приобрести за наличные.
Обычно дисконтные карточки применяются там, где требуется постоянное привлечение новых и удержание старых клиентов.
Характеристики карт могут варьироваться в зависимости от предполагаемой дисконтной системы. Это могут быть, например, фиксированные скидки или скидки на отдельные виды товаров только для предъявителей карты.
КАРТОЧКИ “преданности” вручаются клиенту, чтобы “привязать” его к какой-либо организации. На карте ведётся учёт так называемых бонусов, начисляемых за каждую совершённую покупку или же за большой объём покупки. Потратить накопленные бонусы можно только в компании, выпустившей карту, или в партнёрских компаниях. Кроме того, лоялти часто дают право участия в разнообразных конкурсах и розыгрышах.
ЭТО самое действенное средство для идентификации членов клубов, баров, ресторанов и тому подобных заведений.
Они предоставляют своим владельцам определённые льготы в выпустившей их компании (например, дополнительные услуги) и являются своеобразной визитной карточкой организации, содержащей её логотип, слоган и прочую рекламную информацию.
КАК ПРАВИЛО, используются для установления личности владельца в системе. Это могут быть карточки с магнитной полоской, штрихкодом или нанесёнными на их поверхность персональными данными владельца (фото, ФИО и проч.). Они часто используются на предприятиях с особым пропускным режимом и служат электронным ключом.
СУЩЕСТВУЕТ целый ряд их разновидностей. Например, таксофонные, которые во время работы соединяются со считывающим устройством аппарата, а также карточки, используемые для оплаты телефонной связи. Сюда же относятся и другие сервисные карты, предоставляющие возможность воспользоваться телекоммуникационными услугами той или иной компании.
ПРЕДСТАВЛЯЮТ особый вид карточек, которые выпускаются сетями автозаправочных станций и используются клиентами для оплаты их услуг.
Заправочные карточки удобны, когда нет возможности (или необходимости) связаться с банковским счётом клиента в режиме реального времени. Есть у них и ещё один неоспоримый плюс: они избавляют владельца от потери денег, которые заправщики частенько кладут в карман, ссылаясь на отсутствие мелочи для сдачи.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ