НИЖЕГОРОДСКАЯ область была единственным регионом, где до последнего сопротивлялись эксперименту (“АиФ-НН” № 11, 15 - 21 марта 2006 года). Недавно на выездном совещании Совета ректоров РФ в Нижнем Новгороде также остро обсуждали проблемы госэкзамена (“АиФ-НН” № 4, 24 - 30 января). Отрицательно высказался губернатор Валерий Шанцев, сравнив ЕГЭ с экзаменами на водительские права: ответ известен, вызубрил - сдал. Совет ректоров РФ поднял серьёзную проблему - низкий уровень ЕГЭ не только для технических, но и для гуманитарных факультетов.
Однако сторонники законопроекта считают, что система единого госэкзамена должна помочь талантливым сельским ребятам, которые не имеют возможности оплачивать подготовительные курсы, обучение в престижных институтах. Поэтому повысить уровень сложно, так как не все справятся. Впрочем, был найден некий компромисс.
- Вокруг закона развернулась широкая дискуссия, - подчёркивает председатель Комитета Госдумы по науке и образованию Николай Булаев. - Стоит отметить, что внесено множество изменений: во-первых, расширена возможность поступления в вузы через олимпиады; во-вторых, высшая школа вправе вводить дополнительный экзамен по специальности.
Исключительно тестовая система, на которой был построен экспериментальный госэкзамен, не позволяет адекватно оценить потенциал и уровень знаний учеников. Поэтому положению поможет комбинированное испытание (тест и классический экзамен). Правда, дополнительные вступительные экзамены разрешат проводить только крупным вузам страны. Перечень таких вузов и специальностей утверждается Правительством РФ.
- Нижегородская область плавно перейдёт на ЕГЭ, поэтапно, - говорит Сергей Наумов. - Разумеется, в системе единого госэкзамена много спорных моментов. Но мы добились главного - сейчас его структура сильно усовершенствована, уровень значительно выше, чем был в экспериментальный период. И это действительно достижение Нижегородской области.
Время свыкнуться с мыслью о нововведении ещё есть - переучиваться мы будем только к 2009 году.
КСТАТИ
Вне конкурса в вузы смогут поступать:
- дети-сироты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды I и II групп;
- граждане в возрасте до 20 лет, если они имеют только одного родителя-инвалида I группы;
- если доход семьи ниже прожиточного минимума;
- участники боевых действий;
- уволенные с военной службы, поступающие в военные профессиональные образовательные учреждения по рекомендации командиров воинских частей;
- чемпионы и призёры Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр;
- дети военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей;
- победители и призёры заключительного этапа всероссийских школьных олимпиад, члены сборных команд РФ, которые участвовали в международных олимпиадах.
Не предусмотрены льготы при поступлении в вузы для школьников-медалистов.
Мнение эксперта
Научный руководитель Института развития образования, доктор экономических наук, профессор Евгений Сабуров (Москва):
- МНОГИЕ в штыки встретили появление ЕГЭ. Дескать, это противоречит нашей духовности. Но сейчас в России происходит переход на международную практику единых госэкзаменов. Я считаю, что в настоящее время вступительные испытания - это лотерея, у ЕГЭ правила намного проще и прозрачнее. Многие родители уже поняли, что детей теперь будут оценивать объективно.
Я понимаю, почему вузы выступают против ЕГЭ. Они не хотят упускать из рук такую приятную вещь, как вступительные экзамены, на которых можно творить, что хочешь. Я считаю, что ЕГЭ будет бороться с коррупцией и поможет систематизировать знания учащихся для дальнейшей учёбы.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ, Коллаж Марины ЗУЕВОЙ