Вступительные испытания в вуз могут заменить победа или успешное участие в олимпиаде.
Два олимпийских «кольца»
По словам Ирины Зверевой, консультанта отдела высшего и среднего профессионального образования министерства образования Нижегородской области, на сегодняшний день существуют два вида олимпиад:
всем известная Всероссийская олимпиада школьников, региональный тур которой проходит в Нижегородской области
- победители едут соревноваться со своими сверстниками в Москву. Победители и призёры заключительного этапа олимпиады имеют право поступать в вуз без экзаменов.
олимпиады при вузах, перечень которых утверждается министерством образования РФ при участии совета олимпиад при Союзе ректоров России. В Нижегородской области олимпиады проводятся в ННГУ, ННГАСУ, Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ, РГГУ, Нижегородском филиале РГГУ, Саровском физико-техническом институте. Льготы при поступлении победителям и призёрам этого вида олимпиад вузы назначают самостоятельно.
Абитуриенты могут быть приравнены к лицам, набравшим максимальный балл по ЕГЭ по профильному предмету, либо к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности, которые вуз проводит самостоятельно. Кроме того, победителей и призёров могут просто без экзаменов принять в вуз.
Только, как отметил Евгений Чупрунов, ректор ННГУ, даже для самых талантливых ребят, кто успешно прошёл олимпиаду, ЕГЭ по обязательным предметам сдавать придётся - необходимо набрать минимум баллов, который ежегодно утверждает Рособрнадзор РФ.
Определиться с будущим
- Могу сказать, что вузы очень заинтересованы, чтобы к нам приходило как можно больше детей по итогам олимпиад, - высказался Евгений Чупрунов. - Олимпиады - практически единственная форма профориентации школьников. К ним нужно серьёзно готовиться. Ребёнок узнаёт много интересного не только по предмету, но и связанным с ним дисциплинам. И уже на этапе подготовки он может определиться с будущей профессией.
Ни для кого не секрет, что с самоопределением у современных школьников сложно: некоторые решают, кем они хотят быть, только окончив вуз. В этом случае об эффективности высшего образования для человека говорить не приходится - выбрав учёбу не по душе, в будущем успеха не добьёшься. К сожалению, сами вузы мало могут влиять на профориентацию школьников, а в общеобразовательных учебных заведениях больше внимания уделяют натаскиванию на ЕГЭ, нежели помогают ученику решить, кем быть, куда поступать. Именно поэтому, по мнению ректора ННГУ, дети, которые участвуют в олимпиаде и получают высокие оценки от научного сообщества, приходят в вуз подготовленными. Как правило, они имеют высокие баллы по ЕГЭ.
- Особенно олимпиады необходимы для учебных заведений творческой направленности, - считает Татьяна Сиднева, проректор Нижегородской консерватории. - Именно олимпиады помогают находить таланты, причём к нам съезжаются не только из Нижегородской области, но и из других регионов. Задания требуют определённой профессиональной подготовки, в том числе и опыт выступления на сцене. Но лучшие, конечно, выбирают Москву и Санкт-Петербург.
Вы не знаете?
Эксперты в один голос заявляют: «олимпийское» движение в России нужно развивать. Но, по словам Владимира Швецова, проректора ННГУ, список научных соревнований среди учащихся постепенно сокращается: если два года назад в утверждённый перечень олимпиад входили 120 мероприятий, в 2009 году их осталось 87, сейчас это число сократили до 77. Отбор ужесточается.
- Задания для олимпиады составляет вуз и отправляет на экспертизу ведущим учёным страны, - поясняет проректор. - Если задания покажутся слабыми, недоработанными, слишком простыми, олимпиаду исключат из перечня. Кроме того, если раньше общее количество победителей и призёров каждого этапа олимпиады по каждому предмету не превышало 45% от общего числа участников, то теперь эту цифру сократили до 35%.
То есть получается, что, с одной стороны, количество олимпиад постепенно сокращается, с другой - уменьшается число победителей, да и участников не прибавляется.
- Для проведения первого отборочного тура мы приезжаем в нижегородские школы, - рассказывает Татьяна Николашина, директор Центра довузовской подготовки, содействия занятости выпускников и студентов ГУ - ВШЭ (Нижегородский филиал). - Школьники хорошо знают о Всероссийской олимпиаде, для которой уже сложился стереотип, что попасть туда крайне сложно, а вот о вузовских олимпиадах для школьников, которые предполагают льготы при поступлении, они не имеют представления. Необходимо вести разъяснительную работу среди учеников. Ведь олимпиады - это дополнительные возможности. Я согласна с коллегами, что олимпиады нужно развивать, так как, в отличие от школьных экзаменов, это своего рода вариант вступительных испытаний в вуз, поэтому и подготовки требует более серьёзной.