Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Георгий Матюшкин провел совещание по проблемам эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы.
На совещании рассматривались такие вопросы, как долевое строительство, вопросы, связанные с состоянием жилищного фонда, объектов коммунальной инфраструктуры и их эксплуатацией, а также обсуждались способы управления жилищным фондом, деятельность комиссий по признанию жилых помещений пригодными для проживания граждан, создание ТСЖ и содействие выбору управляющих компаний, и вопросы, связанные с определением правового статуса жилищного фонда.
Говоря о втором блоке вопросов совещания – по эксплуатации жилищного фонда, Георгий Матюшкин отметил критическую ситуацию, сложившуюся в этой сфере. «Решить накопившиеся в жилищно-коммунальном хозяйстве проблемы в одиночку государство не в состоянии. Единственный выход – реформировать отрасль и стимулировать приток в нее частных инвестиций», - подчеркнул заместитель полномочного представителя.
По данным Георгия Матюшкина, по состоянию на октябрь 2006 года кредиторская задолженность коммунальных предприятий в целом по России превысила 200 млрд. рублей, дебиторская задолженность превышает 300 млрд. рублей. Суммарная кредиторская задолженность коммунальных предприятий Приволжского федерального округа составила около 45 млрд. рублей, дебиторская – около 50 млрд. рублей.
«Огромные долги предприятий жилищно-коммунального хозяйства парализуют отрасль. У муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства не хватает средств не только на расширенное воспроизводство, но и на текущую эксплуатацию основных фондов. Региональные и местные бюджеты не имеют источников для финансирования вывода из кризиса коммунального хозяйства. Собственных средств у МУПов на модернизацию коммунальной инфраструктуры также нет», - подытожил заместитель полпреда Президента РФ в ПФО.
По мнению Георгия Матюшкина, выходом из сложившейся ситуации может стать передача сетей коммунальной инфраструктуры в концессию, при условии, что сформированные на местах предложения будут приемлемы и выгодны для бизнеса.
«При этом МУПы, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не несут никакой ответственности за свои действия или бездействие, и не заинтересованы в прибыльности и повышении качества предоставляемых услуг. Подобная форма управления имуществом коммунального хозяйства является препятствием для перехода предприятий коммунального сектора к работе в рыночных условиях. Имеющаяся в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе информация показывает, что в настоящее время удельный вес негосударственных (немуниципальных) организаций предоставляющих жилищно-коммунальные услуги в среднем по округу составляет 50% и колеблется в регионах округа от 35% (Кировская область) до 70% (Саратовская область). Удельный вес жилищного фонда, управление которым осуществляется ТСЖ, негосударственными (немуниципальными) организациями в среднем по округу составляет 30% и колеблется в регионах округа от 3,2% (Республика Башкортостан) до 80% , как в Республике Татарстан», - сообщил заместитель полпреда Президента РФ в ПФО.
Подводя итоги своего выступления по проблемам жилищного фонда в регионах ПФО, Георгий Матюшкин отметил, что в этих условиях приоритетными задачами органов государственной власти субъектов РФ должны стать содействие реорганизации системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, стимулирование развития экономических, а не административных рычагов управления, развитие конкуренции в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, контроль за качеством предоставляемых населению услуг, содействие развитию жилищного самоуправления собственников.
Справка:
На сегодняшний день уровень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства достиг критических значений. В среднем по Приволжскому федеральному округу удельный вес котельных, уровень износа которых находится в интервале от 30% до 65% составляет 35%, с уровнем износа более 65% - 21%. Среди регионов округа наибольшая доля котельных с уровнем износа: – в интервале от 30% до 65% отмечается в Пензенской области (85%), Самарской области (62%), Ульяновской области (56%). – более 65% отмечаются в Кировской области (50%), Республике Татарстан (49%), Республике Мордовия (39%). Удельный вес тепловых сетей, уровень износа которых находится в интервале от 30% до 65%, составляет 39%, удельный вес тепловых сетей с уровнем износа более 65% - 25%. Удельный вес водопроводных сетей, уровень износа которых находится в интервале от 30% до 65, составляет 30%, удельный вес водопроводных сетей с уровнем износа более 65% - 39%.
Справка:
Концессия – управление государственной собственностью частными лицами от имени собственника. Управляющая компания должна будет определяться конкурсно. Как известно, этот позитивный принцип в коррумпированной бюрократической системе российского чиновничества чаще всего превращается в недостаток. Кроме того, столь тяжелая сфера как ЖКХ потребует от бизнеса серьезных вложений с отдачей в будущем. К чему российские бизнесмены в подавляющем большинстве не склонны.