ЗАПОМНИТЕ, что именно этот договор является главным документом во взаимоотношениях между жильцами и управляющей компанией. То есть если, например, в нём не будет пунктов о ремонте крыши, сроках устранения аварий, значит, в случае протечек вам никто и ничего делать не станет! Вы также не сможете потребовать перерасчёт. Поэтому, прежде чем подписывать бумаги, внимательно их изучите. Сегодня мы публикуем перечень работ, которые просто необходимо внести в договор обслуживания, иначе ваша жизнь может превратиться в кошмар, а дом будет потихоньку разваливаться.
1. Добейтесь плановых осмотров
ДЛЯ того чтобы различные системы жизнеобеспечения дома находились в надлежащем состоянии, надо внести в договор пункты, касающиеся плановых и частичных осмотров здания, а также определить их регулярность.
* Технический осмотр дымоходов, осмотр светильников с заменой сгоревших ламп - каждый квартал.
* Тепловые сети между тепловыми пунктами зданий, мусоропроводы, стационарные электроплиты - два раза в год.
* Печи с газоходами, вентиляционные каналы и шахты, газоходы при горячем водоснабжении от газовых и дровяных колонок, холодное и горячее водоснабжение, канализация, поливочные наружные устройства (краны, разводка), система внутреннего водоотвода с крыш зданий, центральное отопление, электрические сети и этажные щитки с подтяжкой контактных соединений и проверкой надёжности заземляющих контактов и соединений, электрические сети в технических подвалах, подпольях и на чердаке, в том числе распаянных и протяжных коробок и ящиков с удалением из них влаги и ржавчины, электродвигатели с подтяжкой контактов и заземляющих контактов и соединений, радио- и телеустройства на кровлях, чердаках и лестничных клетках, системы дымоудаления, подпора воздуха в зданиях повышенной этажности - один раз в год.
* После ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждение отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформаций конструкций немедленно должны проводиться внеочередные осмотры.
Чтобы коммунальщики не халтурили и честно выполняли все осмотры, неплохо внести пункт, по которому вам обязаны присылать извещение о проделанной работе и результатах проверки дома (акты осмотра дома). А ещё лучше в дополнение к этому - перечень работ, которые необходимо сделать по результатам осмотра, и сроки их выполнения.
2. Включите текущий ремонт
ВАЖНОЙ частью договора управления должен стать перечень работ по текущему ремонту. Он должен проводиться раз в три-пять лет в зависимости от состояния дома.
3. Устройте народный контроль
НО ПРОСТОЕ перечисление количества работ в договоре останется всего лишь набором букв, если не будет указана продолжительность текущего ремонта. Вы фактически нанимаете на работу управляющую организацию, а потому вправе предложить ей свои сроки. Однако, наверное, стоит руководствоваться принципом разумности. А потому лучше обратиться к постановлению Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.03 № 170 “Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” и взять нормативы продолжительности текущего ремонта оттуда:
А теперь самое главное. Чтобы жилищная организация вас не обманула и не превратила полноценный текущий ремонт в ремонт одного квадратного метра здания, обязательно внесите пункт, по которому план работ разрабатывается и согласовывается совместно с собственниками! И кроме того, в состав комиссии по приёмке ремонта должны входить и жильцы.
Не забудьте про капремонт
РАЗ в десять лет любой дом, даже самый новый, скорее всего будет нуждаться в капитальном ремонте. Жильцы ежемесячно платят за эту услугу, а потому ни в коем случае нельзя забывать о ней в договоре с управляющей компанией. Иначе ваши деньги просто уйдут в пустоту. Включите в документ следующие пункты:
* Обследование жилых зданий, включая изготовление проектно-сметной документации.
* Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен).
* Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка, устройство дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширение жилой площади за счёт вспомогательных помещений, улучшение инсоляции (степени освещённости солнцем) жилых помещений).
* Замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов, крышных и иных автономных источников теплоснабжения.
* Переоборудование печей для сжигания в них газа или угля.
* Полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т. д. и запретом на установку стальных труб).
* Ремонт устройства лифтов, мусоропроводов.
* Ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, устройств систем противопожарной автоматики и дымоудаления, автоматизации и диспетчеризации лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования.
* Благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок).
* Ремонт крыш, фасадов, стыков.
* Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
* Замена внутриквартальных инженерных сетей.
В то же время вы по своему усмотрению можете, например, включить сюда такие пункты, как установка бытовых электроплит взамен газовых, приборов учёта расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установку поквартирных счётчиков горячей и холодной воды (при замене сетей). Или подключение к телефонной и радиотрансляционной сети, установку домофонов, электрических замков.
А если вы хотите знать, на что потрачены собранные с вас деньги, включите соответствующий пункт, и пусть вам присылают извещение.
Если случилась авария
ПОЖАЛУЙ, одной из главных причин недовольства работой коммунальных служб является их бездействие. Часто жалобы жителей просто отправляются в мусорную корзину, и люди остаются со своей проблемой один на один. Чтобы этого не произошло, обязательно внесите в договор сроки, в которые будут выполняться аварийные заявки. Здесь, как и в случае с продолжительностью текущего ремонта, лучше не заниматься самодеятельностью, а прибегнуть к постановлению Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 “Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” и взять нормативы оттуда.
Неисправность |
Предельный срок |
Протечки в отдельных местах кровли |
1 сутки |
Повреждения системы организованного водоотвода (водосточные трубы, воронки и т. п., расстройство их креплений) |
5 суток |
Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой
наружных стен, угрожающая |
1 сутки с немедленным ограждением опасной зоны |
Разбитые стекла и сорванные створки оконных переплётов, форточек, балконных дверных полотен |
В зимнее время - |
Повреждение входной двери в подъезде |
1 сутки |
Отслоение штукатурки потолка или верхней части
стены, угрожающее |
5 суток |
Нарушение связи наружной облицовки, |
5 суток |
Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах |
3 суток |
Трещины и неисправности в печах, дымоходах |
1 сутки с незамед-лительным
прекращением эксплуатации |
Течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков при унитазах |
1 сутки |
Неисправности аварийного порядка трубопроводов и
их сопряжений |
Немедленно |
Неисправности мусоропроводов |
1 сутки |
Повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования |
При наличии переключателей кабелей - в течение
времени, необходимого для прибытия обслуживающего персонала, |
Неисправности во вводно-распределительном
устройстве, связанные |
3 часа |
Неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий |
3 часа |
Неисправности аварийного порядка |
Немедленно |
Неисправности в электроплите с выходом |
3 суток |
Неисправности в электроплите с отключением всей электроплиты |
3 часа |
Неисправности в системе освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, включателей и конструктивных элементов светильников |
7 суток |
Неисправности лифта |
Не более 1 суток |
Что делать самим
ОДНАКО далеко не все услуги и работы вы можете
требовать при заключении договора с управляющей компанией. Жилищники
станут заниматься только общим имуществом вашего дома. Согласно относительно
новому постановлению Правительства РФ от 13 августа
* Содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения.
*l Утепление оконных и балконных проёмов.
* Замену разбитых стёкол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях.
* Уборку и очистку личных земельных участков, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), не входящих в состав общего имущества.
О том, какие пункты по содержанию жилья необходимо внести в договор, а также об ответственности коммунальщиков читайте в следующем номере “АиФ-НН”.
Подготовил Владимир ТРЕТЬЯКОВ