Страховая медицина в лечении больных сейчас не заинтересована
Сегодня на заседании областного правительства рассматривалась концепция проекта одноканального финансирования здравоохранения. Общедоступная медицина в настоящее время получает деньги из двух источников – из бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Есть ещё платные услуги, но они не имеют столь большого значения. Бюджет платит за койко-день в больнице или за амбулаторный приём в поликлинике, ФОМС – за услуги, оказанные больным. Причём тарифы на лечение утверждает сам ФОМС. И насколько тариф приближен к реальности – большой вопрос. А ещё в эту схему включаются страховые компании. Они преследуют вполне определённую цель – сохранить и преумножить свои средства. Эффективность лечения больных не входит в сферу их интересов. В идеале они стремятся к тому, чтоб вообще не оплачивать медикам их услуги. И успешно находят основания для отказа от выплат. Главная причина – неправильно оформленные документы. Вторая по частоте – отсутствие больного в списках застрахованных. Качество работы медиков для страховых компаний значения не имеет. Ещё один забавный момент: эти организации не заботятся и о самостоятельном зарабатывании денег. Средства им выделяет ФОМС, который, в свою очередь, получает их в виде налогов. Схема потрясающая: страхового продукта нет, а возможность его продажи предоставляется.
Управлять финансовыми потоками при такой системе практически невозможно. Проконтролировать эффективность расходования – утопия. И велик соблазн подсоединиться к финансовым рекам. Погреть руки можно на любом более-менее высокопоставленном уровне. Громкие дела о взяточничестве в Москве – верхушка айсберга. Любой достаточно хитрый главный врач или даже заведующий отделением легко может подключиться к распределению. Скажем, не лечить больного, а гонять его по кабинетам. Главное – правильно оформить документы. И прольются тогда на учреждение денежные дожди за липовые услуги. Тем временем, врачи в поте лица своего заполняют отчётные бланки. На пациента не остаётся ни времени, ни сил.
Система двухканального финансирования доказала свою ущербность. Сосредоточить все средства в одном русле предложил Президент РФ Путин. Интересно, что его поддержал и министр здравоохранения и социального развития Зурабов. Однако последний видел такое решение: передать все средства не органам управления здравоохранением, а ФОМСу. По такому пути пошли 10 регионов, начавшие эксперимент по одноканальному финансированию.
Нижний предложил свой вариант
А Нижний Новгород предложил свой вариант: аккумулировать финансовые потоки в областном бюджете. Распределительную и контрольную функцию возложить на департамент здравоохранения. На такой поступок в России больше никто не решился. Но инициатива регионального правительства пока не нашла поддержки в правительстве федеральном. Из Минздравсоцразвития РФ пришёл отрицательный ответ. Однако, несмотря на это, местное правительство одобрило проект постановления "Об утверждении Концепции пилотного проекта по переходу на одноканальное финансирование здравоохранения Нижегородской области через централизацию финансовых средств в областном бюджете на 2007 – 2009 годы". Сдаваться никто не собирается. Губернатор Шанцев намерен вновь искать поддержки своей позиции в столице.
Зурабов, возглавляя страховую компанию, выдавал липовые документы
Надо сказать, что опыт споров с Зурабовым у Валерия Павлиновича уже накоплен. Ещё во время работы в Москве доводилось нашему губернатору сталкиваться с Михаилом Юрьевичем. Тот в те годы возглавлял в столице небезызвестную страховую компанию. И поехали как-то Шанцев с Зурабовым на совместную проверку стоматологической поликлиники. И доказал Валерий Павлинович Михаилу Юрьевичу, что ловчит главный врач, выдаёт на оплату липовые, хоть и правильно оформленные документы. А впоследствии организовал такую схему обеспечения лекарствами, в которой страховым компаниям вообще места не осталось.
К сожалению, современное законодательство навязывает услуги страховых компаний. Но эксперимент по одноканальному финансированию в Нижегородской области может продемонстрировать и другой путь. Если, конечно, получит одобрение федерального правительства.