- Прежде всего хотел бы выразить своё несогласие с мнением некоторых коллег о том, что нынешний регламент думы безнадежно устарел и его нужно немедленно менять. Я считаю, что действующий регламент хорош, работать по нему можно, но вносить изменения непременно надо.
Идеология нового документа в том, чтобы регламент стал настольной книгой для каждого депутата, своеобразным пособием, чтобы, посмотрев в регламент, можно было найти ответы на все вопросы, возникающие во время работы.
В предлагаемом проекте прописаны полномочия думы, права и обязанности депутата, постоянных комиссий. Более детально и четко прописана регламентация работы самой думы.
Новым в проекте регламента является описание работы депутатов, выбранных по партийным спискам. У нас сегодня образованы депутатские фракции и группы (в регламенте эта глава называется “Депутатские объединения”). Фракции как партийные объединения приравниваются в своих правах к депутатским группам, в которых могут объединяться беспартийные депутаты, депутаты из разных партий, не образовавшие своих фракций. Права фракций и групп одинаковы. Они могут выступать с различными инициативами, заявлениями, обращениями. При этом депутат может состоять только в одной фракции или депутатской группе. Но он может переходить из одной фракции в другую, написав личное заявление, получив согласие нового депутатского объединения.
Большой проблемой депутатов, избранных по партийным спискам, является то, что они не закреплены за конкретными избирателями. На выборах за партийные списки голосовал весь город. Выходит, весь город - их избиратели? В регламенте рекомендуется партийным организациям закрепить своих депутатов за конкретными округами или районами города. Каждый депутат должен иметь своих избирателей и раз в год отчитываться перед ними.
Я считаю, что председатель думы не должен входить ни в депутатские группы, ни во фракции. Он наделён правом ведения заседаний думы, принятия решений по организационным вопросам. Он должен быть беспристрастен. Председателю запрещается навязывать своё мнение депутатам, первым высказывать свою позицию. Я понимаю, что это несколько расходится с ситуацией в Государственной думе, руководители которой состоят во фракциях. Но для местного самоуправления считаю такую постановку неправильной. В Городской думе решаются в основном хозяйственные вопросы. Организационная работа председателя должна быть независимой от политических пристрастий.
Новацией регламента является создание совета думы. В принципе, он всегда был, но он не был оформлен. Председатели комиссий всегда собираются у председателя думы, обсуждают оргвопросы. Окончательные же решения всегда принимаются на заседании думы. В проекте нового регламента просто закреплено то, что давно уже существует и работает.