Чёрные сапёры
ИХ несколько человек. Мы встретились с шестерыми гостями с Чёрного континента. Трое ребят с длинными португальскими именами - Андре Нарсизу Жулиао Жоао, Кабанда Агуштиньо Франсишко и Пина Молдован Селсу Родригеш - приехали к нам учиться премудростям военно-инженерного дела из Анголы. Ещё трое - Вольдетсадик Грум Кетсела, Шеварега Тесфай Тайе и Негуссие Мерша Асмаре - из Эфиопии. В училище всю эту братию курсанты в шутку именуют “шоколадными зайцами”.
К настоящему моменту африканские ребята немного освоились. Несмотря на причуды нынешней зимы, у них уже состоялось первое знакомство со снегом и русским морозом.
- У нас они проходят учёбу с октября, - рассказывает заместитель начальника училища по воспитательной работе Василий Савчук. - К еде и климату вроде привыкли. С языком сложнее. Весь первый год они будут изучать исключительно русский, по две-три пары в день. А уж потом перейдём к прочим общеобразовательным и военным дисциплинам и будем из них готовить полноценных сапёров.
Потеют над русским
СЕЙЧАС темнокожие курсанты занимаются грамматикой современного русского, пополняют словарный запас и проходят правила правописания примерно на уровне третьего класса русской общеобразовательной школы.
Наш непростой язык африканцам и впрямь даётся со скрипом. Но и на этом поприще уже определились свои лидеры.
- Мне кажется, что чуть лучше успевают ребята из Анголы, - считает преподаватель кафедры русского языка Маргарита Гончарова. - Вероятно, это связано с тем, что португальский язык, на котором говорят в этой стране, всё-таки принадлежит к романским и несколько ближе к русскому, чем родной для эфиопов амхарский. Хотя и эфиопы молодцы. Очень усидчивые ребята.
У них нет портянок!
БЫТ африканских курсантов, как и учебная программа, отличается некоторой спецификой. Живут они, в соответствии с договорённостями Минобороны России и военных ведомств соответствующих стран, в отдельном от остальных курсантов помещении по три человека. Питаются тоже отдельно, хотя кормят их той же пищей, что и наших ребят. Форму носят свою, за исключением бушлатов, которые им выдали в училище. В Африке по понятным причинам такой “детали туалета” для солдат не предусмотрено.
- Условия проживания здесь лучше, чем в эфиопской армии, - утверждает на весьма ломаном русском Тесфай Шеварега. - Там казармы на 10 человек, а здесь мы в комнате втроём. Это хорошо.
Некоторые вещи в военном быту африканцев вообще не согласуются с буквой российского военного устава. Например, портянок они не знают, обходятся носками. Есть и отличия в стройподготовке. У ангольцев, к примеру, при марше руки работают вдоль корпуса, не сгибаясь в локтях (как у американских солдат). А в Российской армии положено их сгибать и отводить в сторону.
- Мы косим, а они на лыжах ходят, - шутят по этому поводу наши курсанты. - А ещё рассказывают, что снега не видели...
Только одно немного тяготит будущих сапёров из Африки: сознание того, что родину и семьи (а двое из них женаты и имеют детей) им доведётся увидеть не скоро. У эфиопов, к примеру, первый отпуск будет только через три года. Всего же им предстоит провести в холодной России долгих шесть лет.
- Жена моя, Кэлам, конечно, не очень была рада, когда узнала о моём решении поехать в Россию, - вздыхает Грум Вольдетсадик. - Ну, ничего. Зато проверим, как она умеет ждать.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ