Автомобилистов всё больше, а пространства на улицах не прибавляется, и город застывает в пробках. Машины вроде и едут медленно, а в ДТП погибает всё больше людей. Нижний - в лидерах аварийности со смертельным исходом. И даже камеры видеофиксации нарушений на наших дорогах не вразумили водителей! А что тогда обезопасит нижегородские дороги и обеспечит комфорт передвижения? Об этом мы беседуем с Александром Дейчем, защитником прав автомобилистов, сопредседателем региональной общественной организации «Автодвижение».
Будь вежлив
- От чего или от кого сегодня нужно защищать автомобилистов?
- От произвола законодателей и страховых компаний, наконец, от других автомобилистов. На дороге возникает много спорных ситуаций, которые не всегда справедливо разрешаются. Зачастую прав оказывается тот, кто сильнее и у кого больше денег.
- А кто будет ратовать за права пешеходов? На дорогах они всё чаще терпят хамство водителей.
- Культура вождения, по-моему, всё-таки изменилась в лучшую сторону. Пешеходов пропускают чаще. Между собой автомобилисты стараются быть вежливыми - один пропускает, другой в знак благодарности моргает аварийкой.
Но, конечно, можно наблюдать картины неадекватного поведения. Зачастую агрессию за рулём проявляют тихие в повседневной жизни люди - например, так называемые офисные «хомячки». Но есть и просто опаздывающие. Когда город стоит, многие не видят выхода, кроме как ускориться, объехать других по обочине, выехать на встречку, проскочить на красный... Но, экстремально нарушая ПДД, можно выгадать не более 10-15 минут, зато обрести гораздо больше проблем! Быстрее доехать на метро и пересесть на него, чем создавать угрозу себе и окружающим.
- Вы сами как-то говорили, что в Нижнем невозможно ездить, не нарушая правил…
- К этому подталкивают дорожные условия. Нижний неспособен «переварить» сегодняшнее количество автотранспорта. И если все будут ездить по нижегородским дорогам с положенной скоростью 60 км/ч, город просто встанет! Даже сами законодатели дали поблажку автомобилистам, введя штрафные санкции за превышение скорости не менее чем на 21 км/ч.
Убрать лишних!
- Может, в стране сознательно стремятся уменьшить парк частного автотранспорта, повышая стоимость полисов ОСАГО, цены на бензин, вводя плату за парковку?
- Вы ещё забыли про негласное правило в судебной системе - избирать самую жёсткую меру наказания для нарушителей ПДД - лишение права управления транспортным средством. Удорожание ОСАГО и топлива ведёт к тому, что автолюбители с небольшими доходами минимизируют передвижения. Машина будет использоваться для нечастых поездок на дачу, за крупными покупками в магазин, а на работу людям придётся добираться на общественном транспорте.
- Можно ли сказать, что это целенаправленная политика государства - чтобы не тратиться на улучшение транспортной инфраструктуры?
- Зачастую трудно объяснить, чем руководствуются власти, принимая решения, ущемляющие права автомобилистов. Мне, например, до сих пор непонятно, зачем вводить платные парковки в центре Нижнего.
- Чиновники утверждают, что так можно упорядочить движение.
- А мне так видится: это делается, чтобы наполнить местный бюджет. Поверьте, от того, что появятся платные парковки, Нижний быстрее не поедет. Ведь площадь проезжей части не увеличится, а вот проблем станет больше!
Вырастет финансовая нагрузка на автомобилистов, которые работают в центре Нижнего. Им придётся отдавать за парковку у офиса 3500-5000 руб. в месяц. А те, кто не сможет платить, забьют машинами окрестные дворы. Это, безусловно, повысит аварийность и усложнит работу служб быстрого реагирования.
Как в Москве
- Нижегородские чиновники ставят в пример Москву, в центре которой также ввели плату за парковки…
- Москва не пример Нижнему! Там не ограничились введением платных парковок. В столице это был лишь один из этапов целенаправленной политики улучшения транспортной инфраструктуры. Там строят новые развязки, создают дополнительные альтернативные дороги.
Не забывайте также, что в Москве ширина проезжей части в разы больше, чем в Нижнем. Несмотря на дороговизну столичной земли, под парковки тамошние власти выделяют новые территории. В Москве возводят многоуровневые паркинги.
Такой работы пока незаметно в Нижнем. Зато прослеживается стремление создать невыносимые условия для автомобилистов, которые и без того находятся в вечном положении «дойных коров». Если в стране не хватает денег, то первые, с кого нужно собрать, - это почему-то автомобилисты.
Но увеличение бюджетных доходов за счёт владельцев частного автотранспорта не приводит к повышению безопасности на дорогах! Вы посмотрите: в Нижнем повсюду появились камеры видеофиксации нарушений ПДД, а город по-прежнему в числе лидеров по аварийности и смертности в ДТП.
Относительно высокие штрафы - сдерживающий фактор только для определённого процента автомобилистов. А для людей со среднемесячным доходом более 50 тыс. руб. штраф - неприятный момент, не более того. В стране фактически коммерциализировали сферу безопасности дорожного движения, а жертв на дорогах меньше не стало.
По-моему, пора возвращать на дороги патрули ГИБДД - тогда порядка там станет больше. «Живых» автоинспекторов боятся больше, чем видеокамер! А чтобы пробок было меньше, Нижнему нужна стратегия развития транспортной инфраструктуры. Это как в бизнесе: на рынке выживают только те компании, у которых есть стратегия…