Кажется, Нижний Новгород решил по размерам пробок догнать Москву. Но пока у нас в стране не приняли меры ограничительного характера, приходится строить мосты, эстакады, новые дороги. И чиновники, и архитекторы, и учёные, и даже студенты бьются над одним вопросом - как победить заторы на нижегородских дорогах?
Развязать узел
- Но сейчас ясно, что это направление нужно развивать, - говорит Вадим Воронков, известный нижегородский архитектор, профессор. - Несколько лет назад предполагали, завершив строительство транспортных подходов к метромосту и эстакады у Московского вокзала, начать проектировать и строить самый сложный участок полукольцевой скоростной магистрали, чтобы отвести от города транзитные транспортные потоки.
Чтобы сомкнуть это кольцо, надо проложить транспортные тоннели от правобережной площади перед Молитовским мостом под проспектом Гагарина в Изоляторский овраг, по которому пойдёт 6-полосная скоростная автострада с разноуровневыми развязками. Затем предстоит проработать выход под ул. Родионова по ул. Лысогорской на проектируемый через Волгу автодорожный мост в районе Подновья и на дорогу в обход города Бор.
Вблизи развязок потребуются перехватывающие парковки, чтобы не пропускать транспорт в центр города, как это давно практикуется во многих мегаполисах мира. А движение пассажиров по центральному району должен обеспечить хорошо организованный общественный транспорт. Но исполнение этого важного решения отложено на неопределённый срок - не хватает средств, чтобы завершить строительство необходимого глубокого автомобильного обхода города.
Широкое применение эстакад наряду с тоннелями - верный признак современных решений. Крупнейшие города мира буквально испещрены эстакадами! И у нас появился путепровод над Московским вокзалом - серьёзное сооружение, развязавшее сложный узел. Значит, этот важный вид дорожных сооружений надёжно прописался в городе и не станет только эпизодом. Больше медлить нельзя!
Подземная магистраль
Как разместить тоннель в нижегородском Изоляторском овраге? На помощь чиновникам приходят студенты, будущие архитекторы. По заданию мэрии они разрабатывают решения, как облегчить транспортную ситуацию в центре города.
Наталья Бердышева, пятикурсница архитектурно-строительного университета, разработала под руководством Вадима Воронкова проект транспортной развязки на площади перед Молитовским мостом, тоннелей и дороги по Изоляторскому оврагу.
- Проектирование мы вели в соответствии с генпланом города, чтобы завершить формирование автотранспортной полукольцевой магистрали, опоясывающей центральный район города от совмещённого Волжского моста до ул. Родионова. Затем дорога идёт на предусмотренный генпланом мост через Волгу в районе ул. Лысогорской, - рассказывает Наталья.
Согласно её проекту выход с Молитовского моста в нагорную часть города - прямое двухполосное ответвление от существующей дороги в отвершек Окского склона. Затем дорога идёт в двухполосный тоннель длиной 1 км под проспектом Гагарина и выходит на поверхность в верховье Изоляторского оврага. По нему и пройдёт последний участок полукольцевой автомагистрали до ул. Бринского.
Движение от будущей магистрали по Изоляторскому оврагу в сторону Молитовского моста предлагается тоже спрятать в тоннель. Он разместится под проспектом Гагарина, далее - под Окским съездом и вольётся с правой стороны в спуск к мосту. На время работ движение по Окскому съезду и Молитовскому мосту предлагают не перекрывать.
- Проект позволит снять транспортную нагрузку с Окского съезда, площади Лядова и прилегающих магистральных улиц. Он обеспечит перераспределение транспортных потоков на подходах к центральному району города, не впуская транспорт в сам центр, - считает Вадим Воронков. - Кроме того, прокладка тоннеля в Изоляторский овраг позволит снять ещё одну проблему. В часы пик на проспекте Гагарина, Окском съезде, площади Лядова и примыкающих улицах создаётся запредельная транспортная нагрузка - до полного паралича движения. Тоннельный выход с Молитовского моста на будущую автомагистраль по Изоляторскому оврагу позволит разгрузить проспект Гагарина за счёт устройства правого поворота от верхнего портала тоннеля на ул. Пушкина, далее - на ул. Нартова и Анкудиновское шоссе. После реконструкции этот участок станет дублёром проспекта Гагарина, - объясняет Наталья Бердышева.
По словам профессора Воронкова, идеи его студентки получили высокую оценку администрации города, её работу рекомендовали как основу для дальнейшего проектирования объекта.
Посмотрим на Европу
- Нижний Новгород расположен на перепадах рельефа от 70 до 120 м, - напоминает Вадим Воронков. - Заречная и нагорная части города связаны мостами и открытыми съездами, а там всегда создаются ограничения движения. Кроме того, идёт подвижка грунта, оползни, ситуация на основных дорогах близка к коллапсу, надо принимать безотлагательные меры!
С 1964 года все генпланы развития Горького - Нижнего Новгорода предусматривали сооружение транспортных тоннелей в нагорной части города. В первую очередь тоннели планировали проложить от предмостных площадей и на наиболее сложных участках центра. Такие сооружения не подвержены оползням, хорошо защищены от негативных внешних воздействий, там не бывает гололёда и заносов. Не случайно в мировой практике эти сооружения давно получили широкое применение. Вспомните транспортный тоннель под Ла-Маншем между Францией и Англией, 50-метровый тоннель на остров Хоккайдо в Японии, широкую практику тоннелестроения в странах Западной Европы! В условиях сложного рельефа Нижнего Новгорода для прокладки тоннелей в его генплане используют овраги.
Одним лишь местным финансированием такой проблемы не решить. Городские власти ещё в 1980-е годы неоднократно обращались в правительство РСФСР. Тогда решено было создать комплексную строительную базу, с БАМа планировали получить два проходческих щита. Но грянувшая перестройка сломала все планы. А потом стране и городу было уже не до тоннелей…