Примерное время чтения: 10 минут
324

Дорога или стиральная доска? Когда исчезнут ямы на нижегородских шоссе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 09/04/2014

Где же эти идеальные дороги? И когда мы будем ездить по ровным и по-европейски гладким магистралям?

И пошло шоссе волной

Нет ничего легче, чем собирать у нижегородских автомобилистов рассказы о главной российской беде.

- Езжу одной и той же дорогой, и она всегда разбита! И это центр города - улицы Генкиной, Невзоровых. Из года в год - три большие ямы, - рассказывает молодая мама Ирина Петрова.

- Проспект Ленина - волнистый, в колеях, на скорости дёрнешься и запросто улетишь в остановку. Люки установлены с перепадами высот, машины то и дело виляют по дороге, чтобы в них не попасть, - сетует менеджер Татьяна Гор. - Часто вижу картину: коммунальщики раскопали часть дороги, починили трубу и заделали яму брусчаткой. Она вся вылетела, и образуются «волчьи ямы».

- Есть такой анекдот: «Ох уж наши дороги: сел за руль и поскакал!» Как раз про наши «автобаны», - улыбается фотограф Ирина Александрова. - По области дороги неважные, но с дырами в размер колеса на Молитовском мосту, на улицах Алексеевская и Большая Печёрская ни одна не сравнится. На улицах Саврасова, Юбилейной полмашины в ухабах оставить можно. Водители ветки ставят в яму - чтобы её хоть как-то обозначить. Разве можно до такого доводить дороги?!

- Если центральные улицы содержат хоть в каком-то нормативном состоянии, то дворы и подъездные дороги к жилым домам - плачевное зрелище. Здесь отродясь не видели асфальтоукладчика! Хорошо, если магазин построят - тогда предприниматели для себя подъезды организуют, - высказался инженер Сергей Ефремов. - На улице Красноуральской в дорожную яму даже пуфик положили, чтобы водители видели.

- Много лет Дзержинск славился жутким состоянием дорог - это были не магистрали, а направления. Последние несколько лет в городе привели в порядок проспекты Циолковского, Ленина. Дороги выдержали зиму. А вот те, что ремонтировали в предыдущие годы, снова никуда не годятся! Например, третий центральный проспект Дзержинска - проспект Чкалова - как стиральная доска, - делится впечатлениями Роман Рябцев, педагог. - Сильно разбито Нижегородское шоссе - выезд из города химиков.

Фото: АиФ

Ямы вместо денег

Никто так болезненно не чувствует на себе ухабы на дороге, как начинающие водители. Они ещё не умеют с ловкостью объезжать препятствия. Вот и отражается каждая яма на подвеске родного автомобиля. Едешь по Автозаводу - сердце кровью обливается: после зимы дорога пошла волнами, везде выступили выбоины, колодцы торчат выше уровня дороги. В машине звук, как будто на поезде едешь, и сразу оживают все доселе спящие «сверчки». Разметка? Такое ощущение, что её рисуют гуашью или акварелью и смывает ближайшим дождём. В поездках по городу приходится ориентироваться на собственный глазомер, который у новичка хромает, - так и на встречную полосу выскочить не долго, а это лишение водительских прав. И пешеходный переход не разглядишь - «зебра» сбежала ещё осенью, знак перехода может прятаться за деревьями или припаркованными хаотично машинами, как и сами пешеходы.

Глядя на такие дороги, понимаешь, что им как раз не хватает 18 млн руб., которых не досчитался муниципальный бюджет по статье «содержание дорог». По данным областного Главного управления МВД, сейчас расследуют хищение бюджетных средств в особо крупном размере. По версии следствия, в 2012-2013 годах по контракту по содержанию дорог Автозаводского района директор муниципального предприятия «и компания» вывели через фиктивные фирмы почти 18 млн руб. А сколько ям можно было на эти деньги залатать!

Асфальт - под суд

Порой чиновникам приходится в принудительном порядке ремонтировать дороги и содержать их в надлежащем виде. В феврале этого года областная прокуратура, куда пожаловались павловчане, потребовала от местной администрации устранить выбоины сразу на нескольких улицах города. Администрация города Павлово возражала против заявленных требований - дескать, в бюджете нет на это средств. Но суд прокуратору поддержал - ремонт должен быть выполнен в течение года.

Такие случаи - не редкость.

Похоже, власти и сами устали от подрядчиков и начали принимать меры. Одного подрядчика ждёт расплата. Администрация Нижнего Новгорода доказала в суде, что компания отремонтировала дорогу некачественно. По словам Сергея Кирсанова, начальника контрольно-ревизионного управления (КРУ) мэрии, в 2010 году администрация Сормовского района заключила с подрядчиком муниципальный контракт почти на 40 млн руб. на ремонт дорог, тротуаров и дворов.

- Подрядчик не уложился в сроки, и контракт расторгли, - объясняет Сергей Кирсанов. - Компания же направила в КРУ акты выполненных работ для определения качества их выполнения. Лабораторное заключение показало: качество не соответствует нормам. Ремонт не был принят.

Тогда подрядчик попытался отстоять свои интересы в Арбитражном суде Нижегородской области. Но и суд первой инстанции подтвердил: ремонт некачественный. Правда, взыскать с города 11,8 млн руб. всё же постановил. Но Первый арбитражный апелляционный суд отменил это решение - в иске подрядчику в итоге было отказано.

Но это ещё цветочки по сравнению с делом гендиректора фирмы «Чувашавтодор» Александра Волкова, которого обвинили в многомиллионных хищениях бюджетных средств, выделенных на реконструкцию федеральной магистрали М7 на территории Чувашии и Нижегородской области. По данным следствия, эта дорожная компания заключила фиктивный договор подряда на реконструкцию шоссе с фирмой-однодневкой. Ущерб оценивается следствием в 43,5 млн руб. Наказание - 3 года колонии общего режима со штрафом в 900 тыс. руб.

Провалился? Судись!

А что делать, если вы стали заложником дорожных ям и повредили машину, попав в колею? В этом случае отстоять свои права сложно, но можно. Так, в феврале 2013 года суд Советского района встал на сторону нижегородца, который на своей иномарке попал в провал дороги размерами: шириной 56 см, длиной 55 см, глубиной 27 см. Знаков, предупреждающих об опасности, на магистрали не было. В итоге машина получила механические повреждения. Старшего мастера оштрафовали на 2000 руб., а пострадавшему назначили выплату материального ущерба - более 160 тыс. руб. (расходы на ремонт авто и судебные издержки).

А в декабре прошлого года мужчина через Канавинский райсуд взыскал с мэрии и подрядчика 150 тыс. руб.: нижегородец двигался по Московскому шоссе и, приближаясь к гипермаркету, наехал на выступающую часть дорожного покрытия с остатками демонтированной конструкции. Авто получило повреждения.

- Если и с вами произошло подобное происшествие из-за плохой дороги, нужно собрать доказательства. Сразу вызывайте сотрудников ГИБДД - они должны зафиксировать ДТП, факт повреждений, а также наличие выбоины на дороге и её размеры, - советует юрист Антон Шанов. - По федеральному закону проводить мероприятия по безопасности дорожного движения на дорогах местного значения должны органы местного самоуправления. В Нижнем за контроль работ по ремонту и содержанию отвечает департамент по дорожному хозяйству города. Вину за ненадлежащее содержание дорог должен установить суд. Прежде чем туда обратиться, вы можете написать в прокуратуру о наличии ямы в дорожном покрытии. Прокуратура выйдет к местным властям с представлением об устранении нарушений, что можно использовать при обращении в суд.

Андрей Жижин, директор департамента по дорожному хозяйству Нижнего Новгорода:

- Результаты проверок показали: дороги, капитально отремонтированные в 2012-2013 гг., после зимы находятся в нормативном состоянии. Это говорит о том, что подрядчики ответственно относятся к исполнению муниципальных контрактов, используют щебеночно-мастичный асфальтобетон и плавающие колодцы.

Кроме того, этой зимой мы опробовали новую технологию ямочного ремонта с помощью рециклеров. Более 3 тыс. кв. м дорожного плотна уже отремонтировано этим современным способом. С 1 апреля объёмы ямочного ремонта вырастут в несколько раз.

На этот год программа ремонта дорог практически полностью сформирована. В неё вошли центральные магистрали города, которые давно требуют обновления: дорога возле Ольгинского поста, проспект Гагарина около завода «Нител», Похвалинский съезд, улицы Рябцева, Ярошенко, Коминтерна и Новикова-Прибоя. Продолжится и ремонт дворовых территорий.

Администрация Нижнего Новгорода строго контролирует соблюдение обязательств подрядными организациями, выполняющими ремонт дорожного покрытия. Перечень гарантийных дорог - в открытом доступе на официальном сайте муниципалитета нижнийновгород.рф. Сейчас на гарантии подрядчиков находятся 328 участков дорог общего пользования, отремонтированных с 2009 года.

По распоряжению главы администрации города мы не будем работать с компаниями, допустившими брак в работе. Дороги с недоделками приниматься и оплачиваться не будут.

Валерий Костин, зав. кафедрой автомобильных дорог ННГАСУ:

- Причин, почему покрытие муниципальных дорог служит меньше установленного гарантийного срока (5 лет), много. Это и недостаточный объём финансирования работ. Городские дороги требуют значительно большего внимания, чем есть сегодня. Любая экономия в конечном итоге приводит к росту издержек и невосполнимым потерям всего городского хозяйства, к несоблюдению нормативных сроков восстановления покрытий и, как следствие, к износу. Городские магистрали загружены запредельно, отсюда преждевременное появление деформаций дорожного полотна.

Действующая улично-дорожная сеть Нижнего, сформированная в основном в 1970-1980 гг., давно выработала свой ресурс и требует кардинального восстановления покрытий. При этом в качестве базовой должна использоваться технология глубокого фрезерования (разломки) старых покрытий, с полной или частичной заменой конструктивных слоев.

Ухудшает ситуацию неудовлетворительный дорожный водоотвод с проезжей части. Ливневки практически нет! Застой воды ведёт к «замачиванию» дорожной одежды и подстилающих грунтов, усугубляя разрушение.

Нарушение технологии, применение некачественных материалов, несоблюдение правил их производства, укладки - первопричины снижения изначального качества дорожных работ и преждевременного старения покрытий.

Вакханалия царит вокруг систематических раскопок при прокладке и замене подземных коммуникаций. Это одна из главных бед - когда только что отремонтированное покрытие владельцы подземных сетей вскрывают и должным образом не восстанавливают. Результат такой бесхозяйственности - провалы, выбоины и иные деформации, обвиняют в них всё тех же дорожников.

Нижнему нужен мониторинг состояния дорог и условий движения, прогноз межремонтных сроков, научное обоснование выбора вида ремонтных работ… И, конечно, надо применять надёжные конструкции и ресурсосберегающие технологии при ремонте и реконструкции дорожной сети.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно