«АиФ-НН» разузнал, на что жалуются нижегородцы в прокуратуру и Роспотребнадзор.
Несогласным обрубили тепло
В прокуратуре Нижегородской области констатируют: жалобы на нарушение жилищного законодательства традиционно остаются самыми распространёнными. В прошлом году их число составило 16% от всех разрешённых жалоб, если точно - 5721.
Самые популярные темы для обращений - неправомерное начисление платы за общедомовые нужды, нарушение прав граждан при установке и опломбировке приборов учёта, а также отсутствие реакции коммунальных служб на жалобы, когда предоставляемые ЖКУ не соответствуют требованиям закона.
Так, на старте отопительного сезона прошлой осенью многие нижегородцы столкнулись в буквальном смысле слова с понуждением управляющих компаний перейти на индивидуальную систему теплоснабжения. В деревне Гавриловка Ковернинского района дошло до того, что жилищная организация демонтировала сети и стояки центрального теплоснабжения квартир, не перешедших на индивидуальное газовое отопление. Разумеется, сделано это было незаконно. Права граждан (а заодно и систему теплоснабжения) удалось восстановить только благодаря вмешательству прокуроров.
В Нижнем Новгороде с жителей дома №3 по ул. Шорина незаконно взимали плату за электроэнергию на общедомовые нужды. Проверка показала, что коллективный прибор учёта установили вне границ балансовой принадлежности дома. Это привело к необоснованным расходам граждан по оплате электропотерь в сетях. Руководителю филиала обслуживающей организации было внесено представление, в отношении должностного лица компании возбудили дело об административном правонарушении. Электроснабжением дома теперь занимается другая организация.
От нарушения жилищных прав особенно часто страдают пожилые люди. Так, в прошлом году минсоцполитики региона необоснованно отказало ветерану Великой Отечественной войны во включении в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Суд признал бездействие министерства незаконным и предписал обеспечить мужчину ЕДК.
Не платить за воздух
В областном управлении Роспотребнадзора отмечают, что нижегородцы чаще всего жалуются на некачественное оказание коммунальных услуг, нарушение применения нормативов и тарифов при начислении платы за услуги ЖКХ, несоответствие установленной платы по строке «содержание и ремонт».
Обращаются нижегородцы и по поводу взимания платы за неоказанные услуги. Обжалуют и необоснованные отказы в пересчёте платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя. Жители области недовольны тем, что на досках объявлений в управляющих компаниях и в подъездах жилых домов нет сведений о коммунальных тарифах. Нет там и адресов и номеров телефонов диспетчерской или аварийно-диспетчерской службы, а также параметров качества коммунальных услуг и т.д.
Зачастую с нас пытаются брать плату за неоказанные услуги и необоснованно включать в платёжки расходы, не предусмотренные нормативными документами. Ещё один предмет претензий - непредоставление информации о росте цен на услуги.
Потребители жалуются на ненадлежащее содержание жилья, необоснованные сборы платы за ОДН, завышение платы за установленный общедомовой прибор учёта.
Всего в 2013 году региональное управление Роспотребнадзора проверило 594 предприятия, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и рассмотрело 3354 обращения потребителей по поводу услуг ЖКХ. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году.
Семи нижегородцам удалось отсудить у коммунальщиков в общей сложности 227,9 тыс. руб., в том числе компенсацию морального вреда в 10,5 тыс. руб.
Обращайтесь по адресу
Если ваши жилищные права нарушаются, смело обращайтесь в надзорные органы.
В прокуратуре Нижегородской области обращения граждан принимают дежурные прокуроры - каждый день, в том числе в выходные и в праздники. Приёмная находится по ул. Ижорской, д. 25. Предварительной записи не требуется. С собой нужно иметь паспорт и заявление в произвольной форме.
Обратиться в прокуратуру можно также, отправив заявление по факсу (831) 461-85-26, электронной почте proc-nn@yandex.ru или изложив суть дела в интернет-приёмной на сайте https://www.prokuratura-nn.ru/.
Телефон доверия облпрокуратуры: (831) 423-33-23.
Телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области: 8(831) 436-77-92