В прошлом номере мы рассказали, кто может предоставлять коммунальные услуги, об обязанностях поставщика и граждан.
Что могут потребовать с вас
* ПОЛНОЕ возмещение убытков, возникших по вине потребителя или членов его семьи, если вы не пустите в квартиру представителей обслуживающей организации или работников аварийных служб для ликвидации ЧП.
* Если вы более двух раз не пустили в квартиру представителя обслуживающей организации для снятия показаний с приборов учёта, допуска в квартиру с вас будут требовать в письменной форме. Вам придёт извещение о необходимости сообщить об удобных для вас дате и времени. Вы в свою очередь также в письменной форме в течение недели должны дать ответ.
* Уплату неустоек и пени за задержку оплаты коммунальных услуг.
Если вы не подчиняетесь требованиям обслуживающей организации, она имеет право отключить вам горячую воду, электричество и газ. Однако сделать это внезапно не имеет права. Сначала неплательщику в письменной форме направляется уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение одного месяца с момента направления извещения предоставление коммунальных услуг может быть приостановлено или ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путём вручения под расписку или направления по почте заказным письмом.
При непогашении задолженности в течение месяца исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении услуг с предварительным (за трое суток до отключения) письменным извещением. Отопление, холодное водоснабжение и водоотведение отключать не имеют права.
Также не имеют права отключать коммунальные услуги, если это может привести к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или нарушению прав и интересов соседей. Иными словами, если кто-то один является неплательщиком, из-за этого нельзя отключать весь дом.
Когда могут отключить с извещением...
ОСНОВАНИЕМ для предупреждения неплательщика
об отключении коммунальных услуг является задолженность по оплате в течение 6 месяцев. Но есть и другие случаи. Вас обязаны известить за месяц при:
* проведении планово-предупредительных ремонтов и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений
в многоквартирном доме,
* выявлении факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам,
* получении соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов,
* использовании потребителем бытовых машин, приборов, оборудования мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения,
* неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающих аварией или создающих угрозу жизни и безопасности граждан. В этом случае заключение должно быть дано подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль
и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем.
...А когда - без предупреждения
Обслуживающая организация имеет право отключить коммунальные услуги без предварительного уведомления и предупреждения при:
* возникновении или угрозе возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение,
* возникновении стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Как платить
ОПЛАЧИВАТЬ коммунальные услуги можно несколькими способами:
* наличными,
* по безналичной форме с использованием счетов,
* переводом денежных средств без открытия банковского счёта,
* почтовыми переводами,
* поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги любыми способами,
* вносить плату за прошедший месяц частями, не нарушая срок окончания внесения денег - 10-е число каждого месяца,
* осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счёт будущих месяцев.
Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг должна быть доведена до вас в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платёжек,
в которых расчёт будет произведён по новым расценкам.
Что можете требовать вы
* СВЕДЕНИЯ о расчётах по оплате коммунальных услуг лично или через своего представителя.
* Акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.
* Информацию об объёмах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
* Уплату неустоек, штрафов, пеней при непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
* Возмещение убытков и вреда, причинённого жизни, здоровью или вашему имуществу (как и проживающих с вами лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также компенсацию за моральный вред.
* Документы у уполномоченных лиц, прежде чем впустить в квартиру.
* Перерасчёт в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг.
Какие документы подтверждают отсутствие
ВЫ вправе потребовать перерасчёт за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, если отсутствовали в квартире более пяти полных календарных дней подряд.
Обслуживающая организация должна сделать перерасчёт в течение пяти рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия.
Документом, подтверждающим ваше отсутствие, могут быть:
4 копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы,
* справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении,
* проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии,
* счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
* справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания,
* справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал,
* иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
Обслуживающая организация вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путём направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, не включая день отъезда и день приезда с места его постоянного жительства.
Стоит отметить, что перерасчёт делается при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учёта по соответствующим видам коммунальных услуг.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
Окончание в следующем номере “АиФ-НН”