Большая Покровка в Нижнем Новгороде так же, как Старый Арбат в Москве или Монмартр в Париже, притягивает к себе творческих людей. Картины вывешены на обозрение прямо на оградах старинных особняков, а уличные художники встречаются на каждом шагу. Надежда Коровина – одна из них. Светловолосая невысокая женщина приходит каждый полдень на одно и то же место около кукольного театра и раскрывает огромный голубой зонт от солнца. Она платит за аренду этого места и здесь же хранит свои вещи: два стула, этюдник, коробку с огромным количеством пастельных мелков. Уличный термометр показывает температуру +32 градуса, но Надежду не смущает жара: главное, чтобы было кого рисовать.
«Я по натуре романтик, люблю свободу, – улыбается художница, демонстрируя ямочки на щеках. – Знаю, что кого-то смущает работа на улице, мол, кабинета нет, да и не престижно. А мне как раз это и нравится: нет ни планов, ни запретов, ни творческих рамок. Сидишь со своим этюдником, смотришь на людской поток и ощущаешь себя его частицей».
«Рисовать Ленина всю жизнь – не хотелось»
Когда-то у Надежды Коровиной все было по-другому: планы, обязательства, рутина. Сначала она работала художником на авиационном заводе и занималась в основном пропагандистскими плакатами, которые начальство заказывало по любому поводу. «Только одного Ленина за свою жизнь пришлось рисовать неимоверное количество раз, – смеется Надежда. – Да еще огромные плакаты 4 на 8 метров со слоганами вроде «Наша дорога- верная!» и в таком же духе. В каждом цехе были такие. У нас еще руководитель был прогрессивный, устраивал выставки наших творческих работ. Но все равно рисовать всю жизнь Ленина не хотелось».
Уйдя с завода, художница стала разрисовывать елочные шарики на совместном российско-германском предприятии. «У них в Германии такая мода- развешивать шарики с рождественской тематикой, живописными пейзажами, пасхальными зайчиками не только на елки, но и повсюду, где есть свободное место. Через какое-то время почувствовала: пока рисуешь партию на заказ, тупеешь. Опять-таки не хватало свободы. А когда я 15 лет назад пришла работать на Покровку, почувствовала себя птицей, выпущенной из клетки. Меня радует каждая минута, проведенная здесь, любая погода, стоит ли жара или идет дождь. Здесь я чувствую, что живу по-настоящему в одном ритме с людьми и природой».
Надежда признается, что для того, чтобы подольше порисовать на улице, она часто отказывается от студийных работ, маслом, хотя эти картины ценятся дороже, чем уличные рисунки. Общение с клиентами, совместное сотворчество, – это то, чем художница дорожит больше всего. «Зимой я не работаю на улице, рисую дома, – признается Надежда, – так создается ощущение, будто я отстаю от жизни».
Благородная пастель для невесты
Появляются первые клиенты: высокий молодой парень в белой футболке с фотоаппаратом и стройная длинноволосая девушка в пестром коротком платье. Оксана и Евгений только что подали заявление в ЗАГС и хотят по-особенному отметить это событие. «У вас такие красивые картины, – восхищается молодой человек, – Нарисуйте, пожалуйста, мою невесту. После свадьбы повесим портрет в раме на стене – потом будем внукам показывать, какая была бабушка в молодости».
Девушка присаживается на стул около этюдника, а Надежда Коровина делает набросок карандашом на специальной бумаге под пастель. Художница предпочитает пастельные мелки всем прочим изобразительным инструментам.
«Пастель – самый благородный рисовальный материал, – улыбается Коровина. – Она никогда не выгорает. Пастель хорошо передает нежный цвет лиц, особенно женских, мелки словно созданы, чтобы рисовать их».
Надежда проводит по бумаге мелком и растушевывает линии пальцами. Руки у нее испачканы разноцветной пастелью. Она то и дело вытирает пальцы о голубую тряпку. Говорит, что пальцы очень чувствительны, и растушевка получается самая что ни на есть правильная. «Только вот кожа на руках сохнет от мелков, – рассказывает Надежда. – Приходится постоянно смазывать их кремом. Наверное, самая сухая кожа на руках у художников, учителей и маркеров, потому что все они постоянно имеют дело с мелками».
Пастель Коровина обычно приобретает недешевую, германского или голландского производства. На этюднике в коробке лежит целая россыпь разноцветных мелков. Жених модели с любопытством ходит вокруг художницы и последовательно фотографирует все этапы создания портрета. «Здорово, – приговаривает Евгений. – только что был карандашный набросок, а теперь я вижу прямо-таки живые Оксанины глаза!»
Надежда Коровина улыбается: «Сделаем с вашей невесты портрет, который провисит у вас много лет и ничего ему не сделается. Сейчас пастель не осыпается: рисую на специальной бумаге, немного похожей на наждачную, краски в нее прочно втираются. Кстати, в прошлом художники тоже пастелью рисовали, и рисунки прекрасно сохранялись. Например, знаменитая «Шоколадница» Лиотара».
Портрет как цепочка добра
Во время написания портрета то и дело подходят люди, рассматривают образцы и тот, что художница пишет с невесты. Спрашивают, сколько стоит такая работа. «Полторы тысячи – с позированием, две тысячи рублей – с фотографии», – привычно отвечает Надежда.
Коровина признается, что обычно в среднем рисует портрет не менее часа. Но это очень приблизительно, потому что каждый клиент неповторимо индивидуален, и времени на конкретный портрет может потребоваться гораздо больше.
«Я со временем никогда не считаюсь, – говорит художница, внимательно вглядываясь в модель и продолжая рисовать. – Иногда вместо часа пишу два и даже больше - лишь бы получилось рассказать о человеке то, что я в нем увидела. Однажды ко мне пришла женщина и попросила написать ее портрет. Я вообще считаю, что все люди интересны по-своему, но о ней, каюсь, подумала, что редко встречаются такие негармоничные лица. Но начала ее рисовать, разговаривать с ней и поняла, что это добрейшей души человек, с глубоким внутренним миром и я просто обязана показать всем ее внутреннюю красоту. И, кажется, у меня получилось. Эта женщина потом была так искренне благодарна, у нее в глазах даже слезы стояли. Вот так и включается «цепочка добра»: она передаст кому-то свое хорошее настроение, а тот понесет его дальше».
Кисточки под подушкой
В том, что модели, получая свои готовые портреты от Надежды Коровиной, плачут от радости, приходится убедиться уже через полчаса. Оксана смотрит на рисунок, закрывает лицо руками и почти плачет от восторга.
Жених Евгений просит Надежду расписаться на картине на память. Надежда в нижнем правом углу выводит «Коровина, 2013». Такая звучная художественная фамилия досталась ей от мужа, и творчеством своего знаменитого однофамильца, радостным, легким и светлым, она восхищается еще со времени учебы в Харьковском художественном училище.
Надежда пошла по стопам своей мамы Полины Ивановны Кузьменко, тоже художницы. Ей уже 88 лет, но она все еще пишет картины. «Мама не может жить без того, чтобы не писать, – улыбается Надежда Коровина, вставляя готовый портрет в раму. – Иногда она кладет на ночь под подушку кисточки, чтобы это вдохновило ее начать новую работу. Она для меня живой пример того, как нужно относиться к занятию живописью».
Надежда сожалеет, что кисточки под подушкой в ее семье больше никто не держит. Ни дочь, ни сын не стали художниками. Когда рождались внуки, Надежда каждый раз надеялась, что уж они-то продолжат ее дело. Но трое внуков интересуются другими занятиями. А четвертому пока только восемь месяцев, но бабушка уже видит его художником.
«Уж Степу-то обязательно приучу к живописи, – смеется Надежда Коровина. – Боюсь, что другого такого шанса у меня уже не будет. Буду класть ему кисточки под подушку».
«К портретам прирастаешь»
Надежда отправляется в пирожковую на короткий обед. Греческий салат и жаркое в горшочке – можно себе позволить после напряженной многочасовой работы.
«Когда пишешь портрет, – говорит Надежда, неторопливо разбираясь с салатом, – уходит много душевных и физических сил. Все мышцы тела напрягаются. Да еще психологически всегда чувствуешь какое-то беспокойство: понравится ли клиенту рисунок. Нет, мне не жалко денег и потраченных сил, а просто не хочется обидеть человека, испортить ему настроение своей работой».
Впрочем, ни одного такого случая Коровиной припомнить не удалось. После обеда Надежда возвращается к своему этюднику под голубым зонтом. Погода немного портится. Сильный ветер выворачивает зонт наизнанку, и Надежде приходится его выпрямлять. «Лишь бы дождя не было, – улыбается оптимистичная Коровина. – Вообще я люблю дождь, постоять под навесом и полюбоваться, как очищается город от пыли. Только вот клиенты все разбегутся». Но дождь не начинается. К Коровиной подходит очередной клиент.
32-летний Андрей протягивает Надежде ворох цветных фотографий, с которых задумчиво смотрит красивая молодая брюнетка. Оказывается, парень решил заказать художнице портрет любимой девушки на ее день рождения. Но поскольку подарок должен остаться сюрпризом, просит Надежду нарисовать модель по фотографии. «А можно ракурс сделать, как на этом фото, а цвет волос такой, как на другом фото? – спрашивает парень. Он там больше похож на натуральный».
«Нет ничего невозможного, – говорит Надежда. – Приходите в понедельник за готовой работой». Видно, что художнице приятно, что она не просто заработает, но и поможет другому человеку сделать кого-то счастливым в свой день рождения.
«Иногда бывает такой удачный портрет, что к нему прирастаешь, даже отдавать не хочется, – улыбается Коровина. – Но понимаешь, что он принесет человеку радость. И от этого на душе становится радостно самой».
На Покровке стоит душная жара, народу прогуливается меньше, чем обычно. Надежда еще какое-то время ждет возможных клиентов и начинает собираться домой. Завтра ровно в полдень ее голубой зонт снова раскроется на прежнем месте.