Примерное время чтения: 5 минут
3530

Загрязнение воздуха в Нижнем Новгороде. Инфографика

Но только ли автомобили отравляют нашу жизнь?

Однажды вечером в одном дворе

Взять, к примеру, историю с «нехорошим» воздухом в Нижнем Новгороде в районе станции Варя. Крупные жилые кварталы по улицам Коминтерна, Страж Революции, 50 лет Победы словно окольцованы промышленными площадками. С одной стороны - бывшая фирма «Варя», где сейчас трудится масса арендаторов, которые чего только не производят. Среди них, как сообщается в официальных бумагах администрации Нижнего Новгорода, - предприятие по переработке нефти. С другой стороны - машиностроительный завод, санитарно-защитная зона которого сократилась до 50 метров. А там ожидается масштабное расширение производства, сравнимое со строительством второго такого же завода.

 

Автор фото

А ещё неподалёку есть ТЭЦ, которая продолжает работать, в том числе на мазуте. Какого качества этот мазут? Жители, которые задыхаются от неведомо чьих промышленных выбросов, утверждают: отвратительного.

...Нас ждали в уютном сквере во дворе домов по улицам Страж Революции и 50 лет Победы. Утопающий в зелени двор, где резвится малышня, а бабушки на лавочках обсуждают новости. Казалось бы, что может нарушить эту идиллию? Промышленные выбросы! В июне 2009 года, как вспоминали наши собеседники, здесь однажды вмиг увяла вся листва на деревьях, покрывшись каким-то тёмным налётом. «Опять какую-то кислоту ночью выпустил», - возмущённо строили догадки пенсионеры. Природа тогда оправилась от химической атаки, на деревьях повылезли новые листочки. Но люди до сих пор не могут забыть вида мёртвой листвы…

- Такого давненько тут не было, но гарью мы дышим каждую ночь! - сетует наша собеседница Ирина Георгиевна, одна из жительниц дома №4 по улице Страж Революции. Жители грешат на многочисленные производства, где льют пластмассы, производят сорбенты, растворители, на нефтебазу, где ещё недавно якобы горели старые свалки промотходов.

- Вы даже не представляете, какой тут химический смог бывает! - продолжали наши собеседницы. - Такой, что даже соседних домов не видно становится. А как часто несёт словно бы тухлыми яйцами!

 

- Так пахнет сероводород, - уже в курсе пенсионерки. Они повторяют в бесконечной переписке с разного ранга чиновниками весь курс школьной химии.

Проверка без внезапности

Пока мы общались тёплым майским вечером, подул лёгкий ветерок и ноздри наполнились отчетливым запахом какого-то растворителя.

- А это толуол! - в один голос прокомментировали знатоки окрестного химпроизводства. Не буду лукавить, голова от такого запаха не закружилась, но постоянно дышать такой гадостью малоприятно.

- Здесь у многих то тошнота, то рвота, то колики в животе. От такой экологии кости больше всего страдают! Обратите внимание, здесь почти все после 55 лет с клюшками ходят, - сетуют наши собеседники.

Справедливости ради, органы, ответственные за экологию, пытаются реагировать. По жалобам нижегородцев на предприятиях - потенциальных загрязнителях идут проверки. Но исход пока одинаков: «В ходе проверки (ТЭЦ. - Прим. ред.) нарушения требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха не выявлены».

Примечательно, что в таких проверках нет фактора внезапности. И передвижные экологические лаборатории в ночные часы, когда как раз наблюдается явная загазованность, на проверки вряд ли выезжают.

Куда ни кинь…

Московский район в Нижнем - не единственный, где обитают плохие запахи. Вот, например, жители Канавинского района регулярно днями и ночами ощущают бурную деятельность масложиркомбината. А ведь ещё в прошлом году на мыловаренном и маргариновом производствах установили новое оборудование для нейтрализации запахов. Депутатам областным его демонстрировали. Руководство комбината тогда обещало, что все неприятные запахи исчезнут вовсе. Но пахнуть после этого Московское шоссе не перестало. Иной раз вонючие облака навещают и Мещеру, и даже нагорную часть города.

Мы слышали от чиновников, что запахи эти, конечно, неприятны, но якобы вовсе не вредны! Но отчего же тогда головная боль? Это полезная боль?

К слову, перечень компонентов, за которыми следят надзорные органы, весьма ограничен. Так, в воздухе соседнего Дзержинска «Региональный центр экологического мониторинга» выявил 1150 загрязняющих веществ. И лишь 150 из них выбрали для экомониторинга по степени опасности.

Вот и сейчас в мегаполисах такая же картина: под кон-тролем примерно три десятка загрязняющих веществ, а на самом деле их - тысячи. Порой, говорят, нет даже методик, чтобы определять некоторые специфические загрязнители. А их с развитием науки всё больше и больше!

Представьте, какую только гадость за два десятка лет не завозили на самую крупную в Европе свалку - полигон «Игумново»! В свалочном дыме - вся таблица Менделеева и даже больше. А ведь свалка горит и по сей день.

Нижний в лидерах

Сейчас, когда отходы на свалке официально не принимают, возгорания всё чаще. А роза ветров устроена так, что дым двигается на Нижний. Не зря главный город региона лидирует по количеству и объёму загрязняющих воздух веществ.

Вот как по итогам 2012 года расположилась тройка городов с высокими показатели выбросов: Нижний Новгород - 30% общерегионального объёма выбросов, Кстово - 9%, Дзержинск - 5% (данные Нижегородстата). Основные вещества в выбросах - оксид углерода и оксиды азота. Их дают автотранспорт, химическая и нефтехимическая промышленность.

Неужели жители крупных городов обречены на то, чтобы с каждым глотком воздуха получать порцию химии?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно