97

Капитан на катамаране прошел 30 000 км по российским рекам и морям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 30/04/2013
Фото из архива Михаила Храмова

Капитан Храмов не только сам увлекается яхтами, но и всех вокруг заражает любовью к воде. С 2008 года он проводит проект «Паруса над Россией», в рамках которого вместе со своей командой преодолевает не одну тысячу миль по рекам и морям страны.

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

«Подводное» прошлое

Мы познакомились с капитаном Храмовым в 2008 году - тогда редакция в честь 30-летия «АиФ» вместе с командой храмовского катамарана провела экспедицию «От Нижнего Новгорода до Белого моря».

Иваныч, как звала его команда, - капитан с житейской хитростью, неспешной основательностью и потрясающей любовью к реке и своей лодке. Два дня на «Мартине» - и я сама заразилась духом путешествий.

 

Фото АиФ-НН

 

Наш герой прикипел душой к реке с раннего детства. Начинал он с детского речного пароходстве, созданного в Горьком в 1959 году.

- У садика на улице Марата поставили причал. Учили ребят плавать на маленьких пароходиках. Я вообще был парнем спокойным, а тут загорелся – маму замучил, чтобы она меня в детское пароходство устроила.

После долгих уговоров пятиклассника Храмова взяли туда юнгой – пароходами управляли ребята постарше. Наш герой смог получить отличную «закваску» по речному делу – ребята проходили все дисциплины, которым обучают в речном училище. Детское пароходство, а затем морской клуб научило парня многому - ещё школьником он уже знал профессию моториста, сигнальщика, повара, старшины шлюпки.

Всё это здорово помогло в армии. Поначалу Михаила Храмова отправляли служить в Германию артиллеристом, но он рьяно просился на флот – за 4 часа уговорить не смогли. И на 4 года нашего героя отправили служить на северный подводный флот. И он ни разу не пожалел об этом. Служа на дизельной подлодке электриком, он побывал в трёх «автономках».

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

Крылатая мечта

За плечами Михаила Храмова – работа инженером связи в милиции. Но и про путешествия наш герой не забывал – в качестве общественной нагрузке туристические группы водил. Но даже на ответственной работе «Иваныч» не оставлял свою крылатую мечту. А когда вышел в отставку, «ударился во все тяжкие» - занялся в своё удовольствие парусным спортом.

- Сначала в моей жизни была крейсерская яхта «Нефертити». На ней я провёл больше 10 лет. Это был не корабль – танк, БТР! На ней мы ходили на расстояния до 800 км, - говорит Михаил Иванович.

Но этого ему показалось мало - Храмов решился на покупку своего судна. Парусно-моторный катамаран появился у него в октябре 2007 года.

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

- Я долго искал своё судно, присматривался - и вдруг увидел его в Тольятти. Сердце ёкнуло – моя лодка. Владелец Евгений Сидоров строил лодку для себя и никак не хотел с ней расставаться - «Мартин» участвовал в соревнованиях. Только на четвёртый год он сдался, - улыбается Михаил. – Можно сказать, я её увёл у хозяина, как цыгане воруют коня.

Капитан признаётся – на покупку мечты потратил все скопленные деньги, да ещё друзья помогли. На катамаране есть все удобства – камбуз с газовой плитой, 3 спальных каюты, кают-кампания, санузел. Даже удивительно, как столько всего помещается в маленькой лодке. У неё отсутствуют крена и качка, и никакой морской болезни!

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

Россия – прелесть!

«Мартин» стал перелётной птицей. Как только начинается навигация, у причала ему не устоять. И лодку, и её капитана тянет в путешествие.

Первой экспедицией «Паруса над Россией» стал путь от Нижнего Новгорода до Белого моря – больше 2000 км. В каждом городе команду встречали представители региональных редакций «АиФ», на «Мартине» красовался флаг «АиФ-30». И капитан Храмов просто «заболел» дальними плаваниями. Пересекал на катамаране и Горьковское море, и неспокойное Рыбинское водохранилище, и Ладогу, и Онегу, и Белое море. Прошёл всю европейскую часть от северных озёр до Каспия.

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

- Опасные моменты, конечно, случаются особенно на больших водохранилищах. Главное – не лихачить. Лучше отсидеться в заливе, полюбоваться речными просторами, переждать бурю. И спокойно идти дальше, - уверен капитан. – «Мартин» отлично себя чувствует на неспокойных водах водохранилищ и больших озёр. Он как уточка передвигается по длинным волнам. К примеру, на Белом море вёл себя отлично. На Горьковском, где волны короткие и крутые, нас побило. Рыбинское водохранилище очень неспокойное - нас всегда «приветствует» встречной волной, приходится отсиживаться. Передвигаемся ночью, когда ветер стихает. А вот Ладога нас встретила хорошо – хоть и полоскало поначалу, но потом на встречном ветре мы пошли на всех порах. Она почувствовала – этих можно пропустить (смеётся).

 

Фото из архива Михаила Храмова

 

В этом году Михаил Храмов готовится к масштабной экспедиции на Северный Урал – «К хозяйке медной горы» по уникальным местам на берегах рек Волга, Кама, Вишера, Колва. Маршрут - более 4000 км. На пути команды Храмова - Казань, Сарапул, Чайковский, Пермь, Березники, Чердынь, Красновишерск. Там потрясающие места, скалы, северная природа. Кстати, в команде Храмова поплывут художники, которые запечатлеют все красоты сурового края и привезут нижегородцам.

 

Фото АиФ-НН

 

- Маленькие российские города – это просто сказка. Я даже не представлял, что они такие красивые. Одноэтажные, со старинными домиками. Прелесть! Кстати, к яхтсменам относятся везде хорошо, в отличие от катеров. С интересом подходят: «Можно посмотреть». Да смотрите – мне не жалко, - улыбается капитан.

По его подсчётам, «Мартин» под руководством нашего героя прошёл почти 30 000 км. И это только начало, уверен Иваныч.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах