Примерное время чтения: 6 минут
1474

Известный яхтсмен и внук Ростислава Алексеева возрождает любовь нижегородцев к парусному спорту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/12/2012
Фото из архива Глеба Суслоева

Нижний Новгород, 12 декабря - АиФ-НН

Когда ветер молчит

- Глеб, вы с братом Михаилом тоже кораблестроители - как дед и мама, Татьяна Ростиславовна Алексеева?

- Мы оба окончили кораблестроительный факультет политеха, только брат судостроитель, а я проектирую и строю вентиляционные системы. Конечно, строить суда тоже приходится: мы делаем яхты для частников. Конструирует их известный нижегородец Михаил Тихонов. Но это, поверьте, совсем небольшой доход.

- В вашей большой семье уже 4 поколения яхтсменов, в том числе и старшие из ваших четырёх детей - Яна и Данила. Сами-то когда в первый раз оказались на борту?

- Это было очень давно, ведь родители сами всю жизнь занимались парусным спортом. Когда мне было 12, отец привёл меня в подростковый яхт-клуб. В этом возрасте мои старшие уже вовсю гоняли.

- Глеб, осенью в составе российской команды вы выиграли национальный «Кубок 600 миль». С какими трудностями столкнулся экипаж во время регаты?

- Кубок вручается экипажу, показавшему лучший среди соотечественников результат на международной парусной регате, одной из самых престижных в мире «Rolex Middlesea Race». Для всех нас гонка стала достаточно тяжёлым испытанием. Эта гонка стартует с Мальты, далее через Мессинский пролив вокруг вулкана Стромболи, островов Сицилия, Пантерия, Лампедуза и финиширует, замыкая круг, на Мальте. Маршрут рассчитан на прохождение в течение 3-4 дней в условиях среднего ветра. Но в этом году мы оказались в полном штиле. Из-за этого многие экипажи не уложились в контрольное время или включали моторы и сходили с дистанции, не дойдя до финиша. Особенно тяжело было ночью, когда все чувства обострены до предела и приходится ловить малейшее движение ветра.

- Море - это болезнь?

- Без моря - никак. Ты как наркоман. Возвращаешься даже спустя много лет, проведённых «на берегу». Мне звонят товарищи, с которыми мы с детства, со времён парусной школы, не виделись, и просят прокатить их. Море - это ощущения, которые не с чем сравнить. И хочется пережить их снова и снова.

А вдалеке летали монстры

- Невозможно поговорить с вами и не спросить о вашем великом дедушке… Довлеет его слава над вами?

- Если честно, это надоело ещё в детстве (смеётся). Утренник в школе. «А вот здесь у нас внук Ростислава Евгеньевича Алексеева. Ну-ка, Сулоев, встань!» И ты стоишь, как дурак, а на тебя все смотрят. Так до сих пор.

- Но уже с детства вы знали, чем занимается дед, его изобретения видели?

- Каждое лето нас с братом Мишей вывозили в Каспийск, на закрытую испытательную базу. Мы сидели на пляже и ковырялись в песке, а вдалеке летали эти монстры. Впечатление, конечно, незабываемое. Ведь знаменитый «каспийский монстр» просто огромен. Он мчался в 5-10 метрах над водой на огромной скорости. Когда корабль-макет стартовал, он включал все свои 10 реактивных двигателей. Выходит из гавани - торчит один нос. А за ним - огромный фонтан воды: турбины поднимают её метров на 50 вверх, и грохот стоит ужасающий…

Обойдёмся без Рио?

- Поговорим о любимом вами парусном спорте. В последние несколько лет в Нижегородской области стали активно открываться детские парусные школы: в Лукоянове, Выксе, на Бору, в Сокольском…

- Это заслуга областной федерации парусного спорта и местных властей. Но конечно, главная составляющая парусного спорта - это материальная часть. Новых бюджетных детских швертботов «Ракета 270», которую также сконструировал М. Тихонов, не было бы, если бы не вложения инвесторов.

- Строительство более дешёвых, чем зарубежные детские яхты, «Ракет», позволит популяризировать этот спорт в России. А детям, родителям он нужен?

- Конечно, нужен. Яхтинг - не просто спорт, не лёгкая атлетика, когда после 30 ты уходишь. Это своего рода профессиональное образование, получив которое, кто-то станет капитаном судна, спасателем, путешественником. Яхтинг - это общение с морем, которое помогает затем определиться в жизни. Это самостоятельность и ответственность, упорство, постоянная борьба со стихией. На судне ты всегда при деле, всегда занят. Моя дочь Яна в 14 может за границу одна съездить, и я за неё спокоен.

- В начале ноября она стала второй на Всероссийской регате. Не Янины ли ровесники - будущие чемпионы?

- К сожалению, как только ребёнок вырос из детского клуба, ему негде дальше развиваться. У меня, к примеру, нет денег, чтобы готовить её по олимпийской программе, на яхте международного класса. Государство тоже их не выделит. Для таких, как Яна, сейчас выход - ходить на яхте со взрослыми, потом при желании можно гоняться в профессиональных командах. 

- В таком случае есть ли у России перспективы на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро?

- Мало. К тому же из олимпийских дисциплин исключили матч-рейс, в котором Екатерина Скудина, участница Лондона-2012, заняла 4-е место. Кто будет медали в других дисциплинах завоёвывать? Новых «звёзд», кроме Алисы Кирилюк, нынешней чемпионки России в классе «470», не появилось; конкуренция внутри сборной команды слабая. Те, кто участвует в Олимпиаде сейчас, росли в 1990-е. А сколько тогда вкладывали, столько сейчас и получили. Да и небогато живут наши олимпийцы. Многие для того, чтобы нормально зарабатывать хорошие деньги, уходят гоняться в частные парусные команды. В сборной они в межсезонье сидели бы в Москве и занимались ОФП…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно