Нижний Новгород, 31 января - АиФ-НН.
Детоубийцам - плаха
Строго наказывали и мамаш, «подкидывающих младенцев своих на распутье у городских ворот», - женщин из знати отсылали на два года на тяжёлые работы в монастырь, баб же из низших слоев отправляли на пожизненную каторгу.
По Уложению 1845 года наказание смягчили. Виновные приговаривались к каторжным работам на 12-15 лет и к 70-80 ударами плетей. Если же мать оставляла новорожденного на улице «от стыда и страха» и он погибал, её на 8-10 лет ссылали в Сибирь.
«Вырвать, как дурную траву»
В 1920-е годы только в течение года в Уренском крае нынешней Нижегородской области было зарегистрировано немало различных осложнений после абортов, в том числе несколько случаев смерти. Одна из жительниц Уреня сама себе сделала десять абортов (а всего она беременела 14 раз).
К осложнениям после абортов в сельской местности, особенно в южных районах Нижегородского края, приводила антисанитария. Так, в деревнях Сергачского уезда в большинстве случаях мыло во время умывания крестьяне вообще не употребляли…
Аборты по-прежнему были наказуемы. В 1927 году в Канавине в квартире некой гражданки Симаковой милиционеры накрыли притон абортисток. Его держала некто «Ефимовна» - гражданка Кузнецова сделавшая аборты не только себе самой, но и гражданкам Симаковой и Пушкиной. Свои операции Ефимовна делала железной проволокой с заострённым концом. За эти противозаконные действия и гражданка Кузнецова и её клиентки были привлечены к ответственности.
В том же году года в сормовскую больницу стали часто поступать женщины с обильным кровотечением. Дознание показало: аборты всем этим беднягам делали на дому фельшерица Залуговская и некая гражданка Языкова. Пациенткам пришлось пролежать в стационаре по нескольку месяцев. Выяснилось, что та самая Языкова занималась абортами с 1905 года.
Ещё одну печальную историю рассказала мне моя хорошая знакомая (героиней истории была родная сестра её бабушки). Незадолго до Великой Отечественной в селе Тепелеве Дальнеконстантиновского района жила-была девушка. Встретила она на свою беду добра молодца, что-то у них не срослось, уехал он и не вернулся. А девка та оказалась «тяжела» (беременна). Семья у неё была патриархальной. Чтобы отец не прибил, пошла бедняжка «свершать свой страшный Грех к бабке». Вскоре несчастная умерла от смертных ключей красок (от безостановочного кровотечения).
Вообще в прошлом к женщинам, занимавшимся «плодоизгнанием» и абортами как ремеслом, отношение народа было враждебным. Иногда таких женщин даже объявляли ведьмами, и, не дожидаясь над ними суда уголовного, устраивали самосуд. Про таких «целительниц» крестьяне говорили, что это «самые последние, подлые люди, даже убить которых не будет греха, а все равно, что из огорода вырвать вон дурную траву».