Нижний Новгород, 10 января - АиФ-НН. Мало кто знает, что «предком» водки можно считать мордовский алкогольный напиток пуре. Русские впервые употребили его внутрь именно на Нижегородчине.
Причина поражения
Вплоть до конца XIV века нет никаких сведений о существовании на Руси винокурения. В древнерусских письменных источниках не упоминаются ни хлебное вино, ни тем более водка. Оказывается, история русского винокурения берёт начало в нашем Нижегородском крае. И первыми жившими на территории Руси винокурами по праву можно считать мордовские племена - эрзя и мокшу.
2 августа 1377 года на южной окраине Нижегородского княжества, на берегу реки Пьяны, произошла жестокая битва, которую историки назвали Пьянским побоищем. Оно считается одним из самых горестных поражений в русской военной истории. С помощью проводников из богатой мордвы воины ордынского хана Мамая незаметно подошли к русскому войску, состоявшему из нижегородцев, муромцев, ярославцев, суздальцев и переяславцев и перебили почти всех… В летописи сказано, почему это произошло: оказывается, русское войско было поголовно пьяно. Тайные сторонники хана Мамая - мордовские князья подпоили неподозревавших, о скором нападении ордынцев русских воинов своим национальным напитком - пуре.
Пуре мордва варила на меду, ржаном солоде и перге. Если такой напиток варили наспех или неправильно, в нём накапливалось большое количество сивушных спиртов. После пуре человека резко тянет ко сну, и он может проспать не менее 5-6 часов, хотя крепость напитка не превышает 16-18 градусов.
Именно поэтому русские воины, не подозревавшие о нападении ордынской конницы, утром следующего дня были настолько пьяны, что оказались не в силах отразить атаку кочевников. Их безжалостно перебили воины степей.
В тот день погибли не только простые дружинники, но и именитые князья и бояре, в том числе сын великого князя Нижегородского Дмитрия Константиновича Иван. Так что именно со времени Пьянского побоища, с 1377 года, стоит вести отсчёт первого знакомства русского народа со спиртосодержащим зельем.
Иностранцы хвалили
В XVII веке встречаются письменные памятники, где словом «водка» обозначается крепкий алкогольный хлебный напиток (в отличие от вина виноградного). Так, в челобитной архимандрита Варфоломея от 1666 года читаем: «А старец Ефрем… ныне живёт в келье, а то питьё, вино и вотку привозили дети его тайно».
Уже с 30-х годов XVII века многие иностранные путешественники, посещавшие Россию, в том числе Нижний, в своих воспоминаниях отмечали очень высокое качество и особый характер русской водки. На шведском и немецком языках её называли вовсе не водкой, а хлебным вином - brannvin или Brandtwein.
Так, во время пребывания в 1636 году в Нижнем Новгороде немецкого посольства его советник учёный Адам Олеарий сообщал, что нижегородский воевода Василий Петрович Шереметев устроил в честь иноземных послов богатый приём, угощая их пряниками, медами и крепкой водкой.
Отрицательно относясь к нижегородским кабакам, Олеарий, однако, нахваливал русскую водку, пришедшуюся ему весьма по вкусу.
Мера за две полушки
Подобное замечал французский живописец Корнелий де Бруин, в 1702 году писавший портреты Петра I и его семьи. Художник побывал в Нижнем Новгороде в 1703 году. Накануне праздника Вознесения мусье посетил один из нижегородских кабаков и тоже нахваливал потом русскую водку. Но о питейных заведениях он отзывался также очень отрицательно.
«Я видел даже многих из них (зависимых от алкоголя нижегородцев. - Авт.) в пьяном состоянии валяющимися по улицам. Забавно глядеть, как эти жалкие люди всякий день без исключения бродят около кабаков или питейных домов.
Я оставался на несколько часов в одном из этих питейных домов, где мы купили водку для себя, чтобы полюбоваться на проказы и странные движения выпивших, когда вино начинает отуманивать их головы. При этом они должны были оставаться на улице, потому что им не дозволялось входить в дом продажи питей. Они стоят у дверей, где находится стол, на который желающие выпить кладут свои деньги, после чего им отмеривают известное количество желаемой водки, которую черпают из большого котла деревянной ложкой и наливают в деревянную же чару или ковш. Самая малая мера водки стоит две полушки. Прислуживает пьющим особый человек, который только тем и занимается, что целый день разливает и подаёт водку, другой же… получает с пьющих деньги.
Женщины приходят сюда так же, как и мужчины, и выпивают ничем не меньше и не хуже их».