«И как мне жить?»
- Я инвалид II группы, недавно сделали операцию, приходится много ездить в больницу, да не на одном автобусе. Узнала про это нововведение - слегла, - говорит наша постоянная читательница, пенсионерка из Нижнего Новгорода Галина Ищенко. - Мне этих талонов на 10 дней хватит. И что же потом, плати из своего кармана? Мы бы готовы и 500 рублей за проездной отдать, только бы не ограничивали…
- Мы категорически против ограничения поездок, - заявил Юрий Кирилюк, председатель Нижегородской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. - Неужели мы так плохо живём, что нужно вводить талоны, как в войну? Многие пожилые люди получают пенсию ниже прожиточного минимума. А всё вокруг дорожает - проезд в транспорте, коммуналка, продукты. Часто слышу от пенсионеров: «Как мне жить? В магазинах всё есть, а я ничего не могу купить». Вы сначала пенсию повысьте тысяч до 20, а потом уж - плату за проезд.
- Я сама была свидетелем, как трясущимися руками пенсионерка неудачно оторвала один из 39 талонов, а кондуктор ей: «Мне такой рваный не нужен!» Считаю, что над пенсионерами провели неудачный эксперимент, - высказалась Маргарита Кузоватова, председатель Областного комитета ветеранов труда. - Скажите, зачем вводить монетизацию льгот, чтобы потом их же ограничивать?
По данным областного департамента транспорта и связи, под талонную систему попали около 610 000 региональных льготников и 400 000 федеральных.
Льготный - это не бесплатный
- Нужно помнить, что льготный проезд - это не бесплатный проезд. Но до 1 сентября 2012 года у нас он был неограниченным, всю стоимость проездного компенсировало государство. А теперь введён лимит. Стоимость единого социального проездного увеличили в 1,5, а не в два раза, как плату за проезд для всех граждан, чтобы не усиливать нагрузку на тех, у кого низкие доходы. Напомню, льготный проездной не дорожал с 2008 года, - поясняет Александр Зубарев, директор департамента транспорта Нижегородской области.
Почему 39 поездок? В 2010 году перевозчики по запросу департамента транспорта провели мониторинг, посчитав, сколько раз льготник пользуется автомобильным общественным транспортом. Получилась средняя цифра - 39.
В главный «плюс» новой системы чиновники записали расширенную географию поездок, которую, как им кажется, пока не успели оценить нижегородцы. По одному талону можно проехать на 50 км: к примеру, из Шатков - в Арзамас, из Арзамаса - в Павлово. И это всё - за 2,6 руб. (эта сумма получается, если 100 руб., который теперь доплачивает сам льготник к стоимости социального проездного, разделить на 39 поездок). Раньше нижегородец платил за проезд из Сосновского в Павлово 46 руб., из Кулебак в Навашино - 66 руб.
- Но у нас теперь из Нижнего Новгорода до Дальнего Константинова нет прямого автобуса, - сетует пенсионер из Чулкова Вачского района Анатолий Сорокин. - И прямой рейс из Чулкова до Павлова заменили на два разных - видимо, чтобы мы больше талонов потратили. И что говорить об улучшении сервиса, если в Ваче закрыли автостанцию - там собираются сделать магазин?! Пассажиры в ожидании автобуса мёрзнут на улице.
Потерпите, граждане
- Нужно немножко потерпеть, - продолжает Александр Зубарев. - Уже в следующем году мы перейдём на автоматическую систему контроля оплаты проезда (АСКОП) в общественном транспорте. На смену талонам придёт электронная карта. Ориентировочно новая система будет введена с 1 марта 2013 года в Нижнем Новгороде, затем - в Дзержинске, Арзамасе, на Бору.
Разумеется, вместо бумажного талона, который может намокнуть, порваться, потеряться, удобнее использовать карту. Но снимут ли ограничение в 39 поездок?
И всё же власти советуют льготникам пока не паниковать - надо пожить с новой системой месяц-другой, а вдруг жителям понравится…