795 на посёлок
С каждым годом в Нижегородскую область прибывает всё больше трудовых мигрантов. Только в 2011 году областное управление Федеральной миграционной службы (УФМС) выдало свыше 10 000 разрешений на работу иностранцам. Большинство приезжих - граждане Узбекистана и Таджикистана. Основная масса ищущих работу «гостей» - строители и торговцы.
Такие гости прибывают массово и предпочитают жить близко друг к другу. Канавинский, Московский районы Нижнего Новгорода - яркие примеры. Там за месяц число арендаторов одной квартиры часто возрастает с 5 челрвек до нескольких десятков. В посёлке Зелёный Город (он относится к Нижегородскому району) уже 6 лет местные заводские профилактории (а их в посёлке 4) заселены приезжими трудягами. По официальным данным, в курортной зоне законно проживают 795 человек.
Порядка нет
Такое соседство устраивает не всех. В администрацию города жалуются на развязное, агрессивное поведение мигрантов. Были случаи нападения на жителей Зелёного Города. Кто-то даже перестал кататься по лесу на лыжах...
- Нас возмущает нецелевое использование здравниц Зелёного Города их владельцами, нехватка в посёлке сотрудников правоохранительных органов и рост количества правонарушений, - заявляют нижегородцы.
Последней каплей стала попытка изнасилования юной жительницы посёлка гражданином Узбекистана. В знак протеста нижегородцы организовали пикет «Стоп, эмигрант». Городская власть распорядилась организовать автопатрулирование посёлка и обеспечить условия работы участкового.
- Гастарбайтеры - недорогая рабочая сила, мы их периодически о чём-то просим, - рассказывает жительница Зелёного Города Елизавета. - Но их действительно очень много, и это криминогенная среда. Жаль, что полиция и миграционные службы не могут навести порядок.
По данным УФМС, всего в 2011 году мигранты в регионе совершили 262 преступления - на 18% больше, чем в 2010-м.
Наше спасение?
Однако и среди местных единства мнений нет. Кому-то иностранцы крышу кроют и ведут себя прилично. А для кого-то они маргиналы, которые курят траву и шарахаются вечерами по улице.
- Самому иногда приходится узбека на подработку искать, - говорит Степан Порошин, житель посёлка Берёзовый клин. - Гастарбайтеры - наше спасение: русские работать не хотят. Я про нападения ничего не слышал. Таджик, которого я нанимал, всё свободное от работы время богу молился. Простой парень из таджикской глубинки, руки золотые. Были бы условия, мы бы его жить к себе взяли.
- Думаю, жители посёлка Зелёный Город не стали бы безосновательно выдвигать обвинения в адрес «соседей», - говорит Наталья Гужова, заведующая кафедрой преподавания русского языка как иностранного ННГАСУ. - Но прежде чем делать какие-либо выводы, нужно хотя бы поговорить с самими мигрантами. Ведь сейчас мы слышим только одну точку зрения. Мне плохо известны особенности менталитета жителей стран ближнего зарубежья. Но судить о них, толком не разобравшись в ситуации, не стоит.