201 - это на одного человека больше, чем у конкурентов-немцев.
Сильные духом и телом, а ещё отчаянные, упёртые, уверенные в себе и, главное, друг в друге спортсмены... Вот кому Россия обязана лидерством в таблице европейских рекордов по групповой парашютной акробатике.
- Сплочённость группы и профессионализм каждого отдельного звена - то, благодаря чему мы построили и удержали на несколько секунд самую большую в истории советского и российского парашютизма фигуру, - говорит Дмитрий Голованов. Ему участвовать в рекордах не впервой.
«Массовый выброс» спортсменов производился в Коломенском районе Московской области. Прыгали с 6500 м из 9 самолётов. К этому год готовились 245 спортсменов .
- Подстёгивали результаты женской сборной, ей в июле 2011-го до рекорда не хватило одного человека, - признаётся Д. Голованов.
Россияне ставили задачу-максимум - фигуру из 222 человек. Техника не позволила...
Парашютный спорт в России держится на энтузиастах. Нужное количество самолётов, которым предстоит работать в критических условиях, найти не всегда удаётся. В этот раз у одного из «Анов» полетел движок. Пока доставили новый, соревнования подошли к концу. Зато успел прыгнуть 201.
Среди парашютистов, участвовавших в рекорде-201, - немало людей, известных нам по «телеящику»: звёзд телешоу, новостных программ, депутатов, бизнесменов. По словам Дмитрия Голованова, парашютный спорт - среда очень демократичная. В одной формации «соседями» могут быть владелец пароходов и дворник-энтузиаст.
- Тема у нас одна - небесная, - объясняет Голованов. - Когда играли в нарды с шоуменом Валдисом Пельшем, ни у кого не возникало мысли сфотографироваться с ним. Мы там все свои.
Кстати, Пельша, который обычно прыгает первым, в «базе» фигуры, в этот раз забраковали - из-за ошибки во время тренировочного прыжка.
- Результат группового коллектива парашютистов - это прежде всего результат самого слабого звена, - объясняет тренер. - Даже если мы все суперпрофессионалы и за 20 секунд соберём огромную формацию, один может быть чуть слабее остальных. Он так и не сможет подойти к формации - и вся наша работа коту под хвост.
В этом году рекорд ставили с новой фигурой - большим пёстрым цветком. Схему построения парашютистов создают капитаны команды мира по парашютному спорту. Экспериментируют с плотностью, формой фигуры, чтобы она была максимально «продуваемой», симметричной, прочной и, конечно, красивой. Схема фигуры - огромное панно с магнитиками. Каждый магнит, отмеченный цифрой, - человечек. Он - твой знак, твоя кукла Вуду.
Свой первый прыжок ныне маститый тренер помнит частично - так было страшно. Рядом, в полёте, должен быть тренер. У Голованова его не было.
- Я шёл последним и понимал: если струхну, ребята, которых я уговорил прыгать вместе со мной, этого просто не поймут, - вспоминает он. - Но инструктор, человек с армейской закалкой, веско ответил: «У меня прыгают все». Я подошёл к двери… Следующее, что помню, - раскрылся парашют.
Не надо думать, что все парашютисты ломают ноги. 99% травм получают спорт-смены такого уровня, когда уже разрешаешь себе пренебрегать собственной безопасностью.
- Ученики, поверьте, так много думают о ней, что им некогда совершать такие пердимонокли, - уверяет Дмитрий.
Кто-то считает «королей воздуха» бесконечными романтиками, готовыми сигануть с огромной высоты, чтобы на несколько секунд почувствовать себя птицей.
- Конечно, тут много адреналина, - признаётся Голованов. - А есть ещё эстетика: облака разных форм, закат…
Мировой рекорд по групповой акробатике - фигура из 400 человек, составленная таиландцами в 2006 году. Но первыми рекорд-сменами в этой дисциплине были советские спортсмены. Конечно, традиции побед нужно возрождать и поддерживать. К сожалению, успехи, которые есть у нас, созданы силами отдельных людей: тренеров, готовых работать бесплатно, и спортсменов, не жалеющих времени и собственных денег на подготовку.
- Приходит много молодёжи, но так же много уходит. Дорого! - сообщает Д. Голованов. - Нормальный годовой бюджет для тренировки групповой команды-десятки - 2,5 -3 млн руб. Бюджет команд мирового уровня в 3-4 раза больше.
Чтобы достигать реальных результатов, нужно тратить реальные деньги, говорит тренер. Но по затратам парашютный спорт несравнимо скромнее, чем футбол, хоккей, баскетбол.
- Если бы нам дали сумму, которую футбольный клуб тратит на одного игрока, мы бы за 2 года подготовили команду, которая выиграет все чемпионаты мира! - ручается спортсмен. - Но пока тем, кто «сверху» (не в воздухе), это не очень нужно…
У парашютистов есть свои «юбилейные» даты. До 1000 прыжков отмечается каждая сотня. После 1000 юбилеем считается 1500, затем - каждая следующая тысяча. После
10 000 юбилеи перестают считать. Но таких «старожилов» у нас немного.