СПРАВКА АИФ:
ГРУЗДЕВ Игорь Иванович, войсковой старшина (подполковник запаса). Родился в селе Ковернино Горьковской области. В 1978 году окончил Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО и Военную инженерную радиотехническую академию противовоздушной обороны. С 1998 года, после увольнения из Вооружённых сил, трудился на различных руководящих должностях народного хозяйства. С 1999 года - начальник штаба Нижегородского отдела Волжского казачьего войска.
Казаки - как капля
Русскому казачеству, согласно одним только письменным памятникам, более 700 лет. Да и нет в истории русского государства такого периода, а в географии, наверное, такого города, где бы не побывал казак. Особая связь у казаков с Волгой.
- Эмблема Волжского казачьего войска - колокол, шапка и лента трёх цветов. Красный - кровь. Голубой - небо. А жёлтый - песок речной, - смеётся Игорь Груздев. - Все же казаки - от реки…
Золотая Орда, а позже - Крымское, Ногайское, Казанское, Астраханское ханства - это всё угроза государству русскому, причём шла она с воды. Её отбивали казачьи войска. Однако их мощные заставы оберегали города, торговые пути и от степняков, набеги которых не прекращались вплоть до XVIII века.
Вместе с военными походами происходило и открытие, освоение новых земель. Кто не слышал о подвигах Ермака Тимофеевича, который присоединил к России Сибирь?
- Казаки - как капля, упадут и далеко вокруг рассеются, - говорит войсковой старшина. - Так и с Волжским казачеством вышло: мы теперь и в Самаре, и в Пензе, и в Саратове…
В 1812 году нижегородские казаки принимали участие в войне против наполеоновской Франции. У наших казаков, кстати, была своя, особая форма.
А факты говорят обратное
Создание мощной казачьей строевой организации, точнее, оказание мощной поддержки казакам - сложный и старый вопрос. В 90-е годы казаки защищали границы России, занимались изъятием крупных партий наркотиков. В составе отрядов экологической милиции казаки не допускали засорения лесов и рек. Но теперь этих силовых структур либо нет, либо они переформированы - без участия казаков.
- В Нижегородской области конные казачьи патрули не прижились, - комментирует войсковой старшина. - Нет материальной поддержки казаков. Их статус и права не определены. А кто станет воевать с преступниками на свой страх и риск?
Реальные примеры говорят, конечно, обратное. К примеру, станичный атаман казачий сотник Александр Рыжов, который на свои деньги содержит двух коней, по праздникам на общественных началах охраняет парк «Швейцария».
- За короткий срок работы он уже поймал несколько воров сотовых телефонов, - улыбается Груздев. - От коня далеко не убежишь…
Сложный контакт
Сейчас в составе казачьего войска немало молодых ребят. Они будущие кадры для РОСТО, силовых структур, охранных предприятий.
- Среди тех, кого мы обучаем, много детей военных, есть потомственные казаки, - добавляет Груздев. - Есть и ребята, которым просто нравится этот романтический ореол самого казачества. Но они готовы учиться.
К сожалению, для обучения большого количества ребят нет помещений и достаточных материальных ресурсов. Джигитовке и верховой езде, самым зрелищным дисциплинам, молодых казаков учат на базе частных школ.
- Мы хотели создать кадетский сословный казачий корпус на базе колонии для несовершеннолетних в Краснобаковском районе, - добавляет Груздев. - Нам даже выделяли средства. Но силовики в дальнейшем на контакт не пошли…
К сожалению, есть разногласия и внутри казачьего войска. Около года назад Нижегородское отделение разбилось на два лагеря, каждый из которых выбрал своего атамана. Под руководством одного из них, атамана Алексея Иванова, были созданы кадетские классы в нижегородских школах № 11 и № 143.
- Это, может быть, последняя историческая возможность поднять казачество на наш щит, - досадует казак. - Но есть риск, что организаторы не обеспечат нужного уровня преподавания.
Миссия выполнена
Сегодня казачество - это больше чем история и культура. Оно, без пафоса, может стать оплотом нравственности русского народа. Основой казачества всегда была православная вера.
В праздник Покрова - 14 октября - нижегородские казаки собираются в соборе Владимирской (Оранской) иконы Божьей Матери. На службу и торжества съезжаются из Кулебак и Арзамаса, Воскресенского и Володарска, Семёнова и Городца…
…Во время тяжёлых походов в Сибирь Ермак жёстко требовал от казаков соблюдения всех православных постов и праздников. Однако ни тогда, ни сейчас не было разграничения на исконных и неисконных казаков. В казаки приходят все.
- Среди нас много тех, кто пришёл после Афганистана и Чечни, из горячих точек… - говорит Игорь Груздев. - Мы принимаем всех. Ведь казаки - воины Божьи. А если им удалось веру православную другому поколению передать - значит, миссия выполнена.
НА ЗАМЕТКУ
О нижегородских казаках
Иван Александрович КАЛИГАНОВ, 80 лет с гаком, до сих пор мизинцем поднимет 32-килограммовую гирю. Он герой нескольких фильмов о казаках. В своё время лично встречался с Михаилом Шолоховым, в его архиве - несколько общих фотографий с известным писателем.
Сейчас Иван Александрович является почётным атаманом станицы Вёшенской, внештатным сотрудником музея имени писателя. Заслужил он эти звания ещё 40 лет назад…
В 70-е Калиганову подарили «Волгу» - тогда он работал на «ГАЗе». Казак машину продал, а на эти деньги изготовил из нержавейки памятник прототипу Григория Мелехова, Харлампию Ермакову, главному герою романа «Тихий Дон». На своей спине отвёз его в станицу Вёшенскую и там установил. Говорят, до самого распада СССР его за это ра-зыскивали в КГБ. Всё дело в том, что Иван Александрович «Тихий Дон» любит с детства…
КСТАТИ
На вопрос, не устаёт ли начштаба от бумажно-денежной суеты, связанной с повседневной борьбой за развитие казачества, Игорь Груздев признаётся:
- Было дело. Я уж думал плюнуть на всё. Что биться, если 10 лет прошло, а результаты мизерные. А потом, думаю, лично меня ведь спросят: «Ты что, родной, Россию профукал?» Потому и не сдаюсь.