Как только очередную схему мобильного мошенничества раскрывают, злоумышленники придумывают новые способы объегоривания населения.
«Мама, помоги»
Одно из излюбленных sms-сообщений приходит мне периодически:
«Мама, положи на билайн 89636887222 1500 рублей. Не звони. Позвоню объясню» (с телефона 89153452734);
«Мама, у меня проблемы. Срочно положи 1250 рублей на билайн 89621982903 (с телефона 8910781347).
Сами видите, ребята мыслят хорошими суммами. И ведь иногда попадают в точку с такими sms-ками.
- Это ставший уже классическим и в последнее время резко потерявший свою актуальность способ мобильного мошенничества, - объясняет Алексей МЕРКУТОВ, специалист по связям с общественностью оператора сотовой связи. - Если вы получаете подобные sms с просьбой пополнить счёт или вам звонят и сообщают о проблемах («У вашего сына неприятности, нужно подвезти деньги, чтобы решить вопрос»), всегда уточняйте информацию у перво- источника - позвоните дочери, в милицию, проконсультируйтесь в контактном центре своего оператора.
Если вы получили такое сообщение, можете смело обратиться к вашему оператору. Специалисты должны провести проверку и при установлении факта мошенничества заблокировать номер отправителя либо сообщить другим сотовым операторам о выявленном нарушении.
А куда ссылка приведёт?
Любят мошенники и липовые ссылки - пройдите по ней и получите подарок или узнаете много о вашем тарифе и т.д. Или, например, как в моём случае:
«Вам mms-открытка, просмотр с мобильного https://mtscityclub.ru/mmc» (с телефона 89040578064).
По словам Алексея Меркутова, это спам, и прохождение по этой ссылке чревато в лучшем случае получением ненужной абоненту картинки за приличную сумму, в худшем - даже картинки не получите, а на счету будет серьёзный минусовой баланс.
- Все сервисные сообщения от оператора приходят абонентам с названием компании в строке «Отправитель», - комментирует специалист. - Обо всех сервисных сообщениях вы можете проконсультироваться в контактном центре вашего сотового оператора.
Пикантный развод
А недавно произошёл вообще вопиющий случай - с короткого номера мне приходит ссылка на сайт с очень пикантным названием и извещение о регистрации. Зная о видах мошенничества, я особо всерьёз не восприняла. Только через некоторое время недосчиталась на своём мобильном балансе… 300 рублей. Сумма, конечно, не баснословная, но всё-таки обидно за входящую sms платить такие деньги. Разбирательства с оператором заняли около месяца, пока они выясняли, кто же снял с меня эти деньги. Как пояснил менеджер, оператор сотовой связи обычно заключает договор с клиентом на предоставление короткого номера. А как клиент использует этот номер, уже его дело. Обычно пользуются такими номерами для опросов, розыгрышей или развлекательных сервисов. В конечном итоге деньги мне вернули.
- На коротких номерах наряду с популярными и востребованными услугами действительно зафиксирован всплеск продвижения мошеннических сервисов, - констатирует Алексей Меркутов. - Мы оперативно подключаем функционал запроса подтверждения от абонента, при использовании которого абонент предварительно уведомляется о стоимости услуги. Работу некоторых коротких номеров (сервисов) мы полностью приостанавливали.
Всем обратившимся с вопросами и жалобами на мошеннические действия абонентам мы возвращаем деньги в случае подтверждения, что данный сервис мошеннический.
КСТАТИ
О фактах мобильного мошенничества вы можете пожаловаться вашему оператору:
«МТС» - переправьте полученное sms на бесплатный номер 1911; напишите на 911@mts.ru;
«МегаФон» - позвоните по телефону 0500, с городского телефона - 413-15-00 или отправьте сообщение с сайта www.stopfraud.megafon.ru/feedback
«Билайн» - звоните с мобильного на 068044.
«Теле2» - с мобильного на номер 611.
«НСС» - справочная служба с мобильного телефона 111, с городского 415-15-15, 8-908-750-01-11.
И никто, разумеется, не отменял обращение в правоохранительные органы, если вы пострадали от мошеннических действий злоумышленников.