Говорят, «кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда». Президент нижегородской федерации парусного спорта Александр Бобылёв уверен, что это справедливо и по отношению к реке. Впервые ступив на борт парусной лодки в 10 лет, он считает, что парусный спорт - лучшее, что когда-либо было в его жизни.
Детство под парусом
Под Молитовским мостом, в яхт-клубе ДСО «Водник», прошло всё его детство: первые занятия, выходы «в море», знакомство с опытными гонщиками. Из 60 ребят, с которыми Бобылёв когда-то пришёл в яхт-клуб «Ока», только двое остались в спорте, но навсегда.
- Парусный спорт - постоянный труд, физическое и интеллектуальное напряжение, - говорит Александр Александрович. - Всё, начиная с ошкуривания лодки и заканчивая лоцией, лежит на плечах гонщика. В этом вся соль: прилагая большие усилия, чтобы научиться, ты втягиваешься в это дело.
- Мальчишкам, которые не мыслят жизни без постоянного соперничества, соревнований, очень важно побеждать, - добавляет Александр Александрович. - С каждой пройденной регатой ты чувствуешь, что выходишь на новый уровень. А жажда победы заставляет работать.
Яхтсмен признаётся, что до сих пор чувствует мурашки на коже, вспоминая детские старты и слова на финише: «Чемпионом соревнований становится…» - и взлёт сигнальной ракеты. И желает побед нынешним подросткам.
Будущее под вопросом
Разруха 90-х годов как нельзя сильнее ударила по парусному спорту. Сейчас между юными спортсменами - возраста 10 - 14 лет - и зрелыми яхтсменами - 40 - 50 лет - большой пробел, который некому заполнить. А ведь парусный спорт - это 10 комплектов олимпийских медалей на каждых играх! Вспоминая регату на приз «Горьковского рабочего» в 1978 году, Александр Александрович только разводит руками: 147 взрослых и детских судов, вышедших на реку в тот день, - до сих пор своеобразный рекорд областных соревнований по парусному спорту.
- Сегодня в области всего три яхт-клуба, в которых занимается не более 200 детей, - говорит Бобылёв. - Силами энтузиастов выстоял парусный клуб «Витус» в Чкаловском районе. Это большая проблема: будущее парусного спорта в регионе стоит под вопросом.
Не только в областных, но и во всероссийских соревнованиях участвуют лодки разного года выпуска. На многих из них просто нельзя «гоняться» - слишком старые. Это одна из причин, по которой нижегородские гонщики более 10 лет не выступают на российских соревнованиях. Поэтому федерацией была поставлена глобальная задача: вернуть спорту былую популярность.
- Многие говорят, что парусный спорт - это дорого, - добавляет спортсмен. - На самом деле для его развития в области есть все возможности: в Выксе, Чкаловске, Лыскове, на Бору - прекрасные акватории для создания школ. А что может быть дешевле, чем ветер и вода под лодкой?
На «Ракете» на Олимпиаду
В 2009 году федерацией была разработана программа по созданию парусных школ в области, которая получила поддержку со стороны администраций районов.
- Радует, что, общаясь с главами районов, чувствуешь их поддержку, понимание проблемы и готовность помочь, - говорит Бобылёв. - Это самое важное. В одиночку заниматься развитием организации - тупиковый путь. Как в яхтинге, нужна команда друзей, соратников, тех, кто понимает и любит парусный спорт.
В работу включились не только яхт-клубы, муниципальные учреждения, но и учебные заведения и отдельные спортсмены, инженеры. В мастерской нижегородского конструктора Михаила Тихонова, создателя нескольких проектов парусных судов под общим названием «Ракета», идёт работа над детским швертботом - лодкой нового поколения, маневренной бюджетной «Ракетой-270», которая будет по карману даже районам области.
- Мы сможем обеспечить материальную базу детским парусным школам, - объясняет Александр Бобылёв. - Соревнования лодок класса «Ракета-270» позволят выявить лучших среди юных гонщиков, которые будут защищать нашу область на России, а может, и на международных соревнованиях.
Корабельный язык
«Парусная волна» накрыла и «водные» образовательные учреждения Нижнего. В НГТУ им. Р.Е. Алексеева второй год подряд студенты - участники школы «Парус» сдают по 12 экзаменов на права II класса на управление яхтой. Они также принимают участие в традиционной всероссийской регате «Кубок Р.Е. Алексеева».
- Яхтинг многогранен, - объясняет Бобылёв. - И одна из его особенностей в том, что в парусных школах вырастают новые кадры судоремонтной, судостроительной отраслей, которые говорят с кораблестроителями на одном языке.
У федерации - большие и серьёзные планы, но главное, что их реализация не требует каких-то кардинальных изменений в структуре образования, больших затрат на строительство. «Разбитые» перестройкой яхт-клубы типа «Чайки» (спортивное общество «Торпедо») можно восстановить или использовать их спортивные базы, лагеря. В ближайшем будущем запланировано проведение спортивной смены в яхт-клубе «Белая речка» в Городецком районе, парусные гонки первенства области и Кубка Р.Е. Алексеева.
- Детям главное - увидеть, - говорит Александр Бобылёв. - Чтобы захотелось «гонять, как те ребята». Нижневолжскую набережную тоже украсил бы стоящий на причале флот.