Примерное время чтения: 5 минут
162

Что дешевле ветра и воды?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и факты - Нижний Новгород 13/07/2010

Говорят, «кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда». Президент нижегородской федерации парусного спорта Александр Бобылёв уверен, что это справедливо и по отношению к реке. Впервые ступив на борт парусной лодки в 10 лет, он считает, что парусный спорт - лучшее, что когда-либо было в его жизни.

Детство под парусом

Под Молитовским мостом, в яхт-клубе ДСО «Водник», прошло всё его детство: первые занятия, выходы «в море», знакомство с опытными гонщиками. Из 60 ребят, с которыми Бобылёв когда-то пришёл в яхт-клуб «Ока», только двое остались в спорте, но навсегда.

- Парусный спорт - постоянный труд, физическое и интеллектуальное напряжение, - говорит Александр Александрович. - Всё, начиная с ошкуривания лодки и заканчивая лоцией, лежит на плечах гонщика. В этом вся соль: прилагая большие усилия, чтобы научиться, ты втягиваешься в это дело.

- Мальчишкам, которые не мыслят жизни без постоянного соперничества, соревнований, очень важно побеждать, - добавляет Александр Александрович. - С каждой пройденной регатой ты чувствуешь, что выходишь на новый уровень. А жажда победы заставляет работать.

Яхтсмен признаётся, что до сих пор чувствует мурашки на коже, вспоминая детские старты и слова на финише: «Чемпионом соревнований становится…» - и взлёт сигнальной ракеты. И желает побед нынешним подросткам.

Будущее под вопросом

Разруха 90-х годов как нельзя сильнее ударила по парусному спорту. Сейчас между юными спортсменами - возраста 10 - 14 лет - и зрелыми яхтсменами - 40 - 50 лет - большой пробел, который некому заполнить. А ведь парусный спорт - это 10 комплектов олимпийских медалей на каждых играх! Вспоминая регату на приз «Горьковского рабочего» в 1978 году, Александр Александрович только разводит руками: 147 взрослых и детских судов, вышедших на реку в тот день, - до сих пор своеобразный рекорд областных соревнований по парусному спорту.

- Сегодня в области всего три яхт-клуба, в которых занимается не более 200 детей, - говорит Бобылёв. - Силами энтузиастов выстоял парусный клуб «Витус» в Чкаловском районе. Это большая проблема: будущее парусного спорта в регионе стоит под вопросом.

Не только в областных, но и во всероссийских соревнованиях участвуют лодки разного года выпуска. На многих из них просто нельзя «гоняться» - слишком старые. Это одна из причин, по которой нижегородские гонщики более 10 лет не выступают на российских соревнованиях. Поэтому федерацией была поставлена глобальная задача: вернуть спорту былую популярность.

- Многие говорят, что парусный спорт - это дорого, - добавляет спортсмен. - На самом деле для его развития в области есть все возможности: в Выксе, Чкаловске, Лыскове, на Бору - прекрасные акватории для создания школ. А что может быть дешевле, чем ветер и вода под лодкой?

На «Ракете» на Олимпиаду

В 2009 году федерацией была разработана программа по созданию парусных школ в области, которая получила поддержку со стороны администраций районов.

- Радует, что, общаясь с главами районов, чувствуешь их поддержку, понимание проблемы и готовность помочь, - говорит Бобылёв. - Это самое важное. В одиночку заниматься развитием организации - тупиковый путь. Как в яхтинге, нужна команда друзей, соратников, тех, кто понимает и любит парусный спорт.

В работу включились не только яхт-клубы, муниципальные учреждения, но и учебные заведения и отдельные спортсмены, инженеры. В мастерской нижегородского конструктора Михаила Тихонова, создателя нескольких проектов парусных судов под общим названием «Ракета», идёт работа над детским швертботом - лодкой нового поколения, маневренной бюджетной «Ракетой-270», которая будет по карману даже районам области.

- Мы сможем обеспечить материальную базу детским парусным школам, - объясняет Александр Бобылёв. - Соревнования лодок класса «Ракета-270» позволят выявить лучших среди юных гонщиков, которые будут защищать нашу область на России, а может, и на международных соревнованиях.

Корабельный язык

«Парусная волна» накрыла и «водные» образовательные учреждения Нижнего. В НГТУ им. Р.Е. Алексеева второй год подряд студенты - участники школы «Парус» сдают по 12 экзаменов на права II класса на управление яхтой. Они также принимают участие в традиционной всероссийской регате «Кубок Р.Е. Алексеева».

- Яхтинг многогранен, - объясняет Бобылёв. - И одна из его особенностей в том, что в парусных школах вырастают новые кадры судоремонтной, судостроительной отраслей, которые говорят с кораблестроителями на одном языке.

У федерации - большие и серьёзные планы, но главное, что их реализация не требует каких-то кардинальных изменений в структуре образования, больших затрат на строительство. «Разбитые» перестройкой яхт-клубы типа «Чайки» (спортивное общество «Торпедо») можно восстановить или использовать их спортивные базы, лагеря. В ближайшем будущем запланировано проведение спортивной смены в яхт-клубе «Белая речка» в Городецком районе, парусные гонки первенства области и Кубка Р.Е. Алексеева.

- Детям главное - увидеть, - говорит Александр Бобылёв. - Чтобы захотелось «гонять, как те ребята». Нижневолжскую набережную тоже украсил бы стоящий на причале флот.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно