Примерное время чтения: 10 минут
122

Секрет Катыни обнародовали

По решению президента Дмитрия Медведева их обнародовал Росархив. По словам главы федерального архивного агентства Андрея Артизова, все документы длительное время хранились в архивах, доступ к которым имели единицы.

Катынь давно стала камнем преткновения польского и русского народов. Есть люди, которые подвергают сомнению документы, связанные с катыньским делом – якобы никакого расстрела польских офицеров в Катыни не было, а расстреливали на само деле немцы, а не советские коммунисты.

- Поэтому и приняли решение разместить на официальном сайте Федерального архивного агентства электронных образов, подлинников документов о Катыни, которые хранятся у нас, в Российском государственном архиве социально-политической истории, - говорит Андрей Артизов. Это знаменитые документы из пакета №1, который десятилетия хранился в закрытом архиве Политбюро ЦК КПСС на правах особой важности:

* Записка председателя КГБ при СМ СССР А.Н. Шелепина Н.С. Хрущеву о ликвидации всех учетных дел на польских граждан, расстрелянных в 1940 г. с приложением проекта постановления Президиума ЦК КПСС. 3 марта 1959 г.

* Выписка из протокола № 13 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) «Вопрос НКВД СССР» (пункт 144). 5 марта 1940 г.

* Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии И.В. Сталину с предложением поручить НКВД СССР рассмотреть в особом порядке дела на польских граждан, содержащихся в лагерях для военнопленных НКВД СССР и тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии. Март 1940 г.

Впоследствии эти документы были переданы последним генсеком партии первому президенту РФ Борису Ельцину. В сентябре 1992 года комиссия по ознакомлению с документами архива президента РФ вскрыла этот пакет на плановом заседании.

Как следует из документов, в лагерях для военнопленных содержались всего, не считая солдат и унтер-офицерского состава, 14 736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников, разведчиков. 97% из которых – поляки. Среди документов - перечень: какие звания кто имеет, и дальше сообщается: предложить НКВД дела находящихся в лагерях военнопленных в количестве 14 700, а также дела других арестованных рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания - расстрела.

- Против этого предложения НКВД карандашом отмечено, что этот вопрос вынесен в особую папку и соответствующее постановление Политбюро по данному вопросу принято, - сообщил Артизов.

В 1959 году председатель КГБ Шелепин проинформировал Хрущева об уничтожении дел на расстрелянных польских офицеров.

Расстрелы, в соответствии с постановлением Политбюро от 5 марта 1940 года, проводились в трех местах: в Пятихатке под Харьковом, Катыни и в Медном в Тверской области.

По словам главы Росархива, Катынь - трагическое место не только для поляков, но и русских:

- В катыньских рвах лежит намного больше расстрелянных представителей партийной, советской, хозяйственной, как тогда принято было выражаться, номенклатуры, то есть советских граждан, да и просто обычных советских граждан. Их лежит около 10 тысяч, которые были расстреляны в 36-м, 37-м, 38-м году в этом месте, а потом уже по тем же технологиям, по тем же методикам такое преступление было совершено в отношении польских военнопленных.

Справка «АиФ-НН»

«Катынское дело» массовое уничтожение тысяч польских военнопленных на территории СССР во время второй мировой войны. Название произошло от небольшого поселка Катынь, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска, вблизи которого впервые были обнаружены массовые захоронения военнопленных. Главная военная прокуратура РФ вела следствие 14 лет (с 1990 по 2004 годы). Его материалы составили 183 тома, из которых 116 томов засекретили, что дает основания полякам подозревать российскую сторону в попытке сокрытия преступления. Следователи ГВП пришли к выводу, что специальной «тройкой» к расстрелу было приговорено 14 542 поляка. Следствием, как говорится в официальном заявлении ГВП, была «достоверно установлена гибель 1803 польских военнопленных, установлена личность 22 из них». Польское обвинение в геноциде было отвергнуто. Преступление «ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР» квалифицировали как «превышение полномочий, а уголовное дело в их отношении прекращено … за смертью виновных». Более 14 тысяч польских офицеров были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 году, через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска. Были эксгумированы тела более 4 тыс. человек. Советская комиссия в 1944 году обвинила в расстреле поляков немецкую сторону. Однако в 1990 году Россия признала, что польских офицеров расстреляли сотрудники НКВД по указанию Кремля.

Как сообщает «РИА Новости», в 1939 году в соответствии с пактом Молотова Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши. Советскими войсками были захвачены в плен 240 тыс. польских военнослужащих. Рядовых распустили по домам, а офицеров задержали. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 году, через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска. Впервые катынские могилы вскрыл и исследовал немецкий врач Герхард Бутц, возглавлявший судебно медицинскую лабораторию группы армий «Центр». 28 30 апреля в 1943 года в Катыни работала Международная комиссия в составе 12 специалистов судебной медицины из Бельгии, Болгарии, Финляндии, Италии, Хорватии, Голландии, Словакии, Румынии, Швейцарии, Венгрии, Франции и Чехии. И доктор Бутц, и международная комиссия дали заключение о причастности органов НКВД к расстрелу пленных польских офицеров. Весной 1943 года в Катыни работала техническая комиссия Польского Красного Креста, которая в своих выводах была более осторожна, но из зафиксированных в ее отчете фактов также вытекало, что вина за смерть польских офицеров лежит за СССР.

В январе 1944 года, после освобождения Смоленска и его окрестностей, в Катыни работала советская «Специальная комиссия по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров», которую возглавлял главный хирург Красной Армии академик Николай Бурденко. В ходе эксгумации, осмотра вещественных доказательств и вскрытия трупов комиссией было установлено, что расстрелы производились немцами не ранее 1941 года, когда они как раз и оккупировали этот район Смоленской области. Комиссия Бурденко обвинила немецкую сторону в расстреле поляков.

Вопрос о Катынской трагедии долгое время оставался открытым; руководство Советского Союза не признавало факта расстрела польских офицеров весной 1940 года. По официальной версии немецкая сторона в 1943 году использовала массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, чтобы предупредить сдачу немецких солдат в плен и привлечь к участию в войне народы Западной Европы.

После прихода к власти в СССР Михаила Горбачева к «Катынскому делу» снова вернулись. В 1987 году после подписания советско польской Декларации о сотрудничестве в области идеологии, науки и культуры была создана советско польская комиссия историков для расследования этого вопроса. 6 апреля 1989 года состоялась траурная церемония передачи символического праха с места захоронения польских офицеров в Катыни для перенесения в Варшаву. В апреле 1990 года президент СССР Михаил Горбачев передал президенту Польши Войцеху Ярузельскому списки польских военнопленных, отправленных по этапу из Козельского и Осташковского лагерей, а также убывших из Старобельского лагеря, которые считались расстрелянными. Тогда же были открыты дела в Харьковской и Калининской областях. 27 сентября 1990 года оба дела Главной военной прокуратурой РФ были объединены в одно. 14 октября 1992 года личный представитель президента России Бориса Ельцина передал президенту Польши Леху Валенсе копии архивных документов о судьбе польских офицеров, погибших на территории СССР. Среди переданных документов, в частности, был протокол заседания Политбюро ЦК ВКП/б/ от 5 марта 1940 года, на котором было принято решение предложить НКВД рассмотреть дела польских граждан и применить к ним высшую меру наказания.

22 февраля 1994 года в Кракове было подписано российско польское соглашение «О захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий».

4 июня 1995 года в Катынском бору, на месте расстрелов польских офицеров был установлен памятный знак. 1995 год был объявлен в Польше годом Катыни.

В 1995 году между Украиной, Россией, Белоруссией и Польшей был подписан протокол, по которому каждая из этих стран самостоятельно расследует преступления, совершенные на их территории. Главной военной прокуратуре СССР (а потом РФ) было поручено расследование, которое велось одновременно с польским прокурорским расследованием. Белоруссия и Украина предоставили российской стороне свои данные, которые были использованы при подведении итогов расследования Главной военной прокуратуры РФ.

13 июля 1994 года руководитель следственной группы ГВП Яблоков вынес постановление о прекращении уголовного дела на основании пункта 8 статьи 5 УПК РСФСР (за смертью виновных). Однако Главная военная прокуратура и Генеральная прокуратура РФ через три дня отменили постановление Яблокова, а дальнейшее расследование поручили другому прокурору. В рамках расследования были установлены и допрошены более 900 свидетелей, проведены более 18 экспертиз, в ходе которых исследованы тысячи объектов. Эксгумировано более 200 тел. В процессе следствия были допрошены все те люди, которые работали тогда в государственных органах. О результатах расследования был уведомлен директор Института национальной памяти замгенпрокурора Польши доктор Леон Керес. Всего в деле 183 тома, из которых 116 содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Главная военная прокуратура РФ сообщила, что в ходе расследования «Катынского дела» было установлено точное количество лиц, которые содержались в лагерях, «и в отношении которых принимались решения» чуть более 14 тысяч 540 человек. Из них более 10 тысяч 700 человек содержались в лагерях на территории РСФСР, а 3 тысячи 800 человек на Украине. Установлена гибель 1 тысячи 803 человек (из числа содержавшихся в лагерях), личности 22 человек идентифицированы. 21 сентября 2004 года ГВП РФ снова, теперь уже окончательно, прекратила уголовное дело № 159 на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно процессуального кодекса РФ (за смертью виновных). В марте 2005 года Сейм Польши потребовал от России признать геноцидом массовые расстрелы польских граждан в Катынском лесу в 1940 году. После этого родственники погибших при поддержке общества «Мемориал» включились в борьбу за признание расстрелянных жертвами политических репрессий. Главная прокуратура репрессий не усматривает, отвечая, что «действия ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР квалифицированы по пункту "б" статьи 193 17 УК РСФСР (1926 г.), как превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств, 21.09.2004 г. уголовное дело в их отношении прекращено на основании п. 4 ч. 1. ст. 24 УПК РФ за смертью виновных».

Постановление о прекращении уголовного дела в отношении виновных лиц носит секретный характер. События в Катыни военная прокуратура отнесла к разряду общеуголовных преступлений, а имена виновных засекретила на том основании, что в деле содержатся документы, составляющие государственную тайну.

В 2005–2006 годах родственники офицеров и российский фонд «Мемориал» уже подавали в ГВП РФ заявления о реабилитации расстрелянных как жертв политических репрессий, но им было отказано. Это решение было обжаловано в 2007 году в Хамовническом суде, но суд подтвердил законность отказа. В мае 2008 года родственники жертв Катыни подали жалобу в Хамовнический суд Москвы на необоснованное, с их точки зрения, прекращение расследования. 5 июня 2008 года суд в рассмотрении жалобы отказал, аргументируя это тем, что районным судам неподведомственно рассмотрение дел, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну. Московский городской суд признал это решение законным.

Дело было передано в Московский окружной военный суд. В кассационной жалобе адвокаты родственников просят отменить решение Хамовнического суда Москвы, который отказался рассмотреть их требование обязать Главную военную прокуратуру РФ возобновить расследование «Катынского дела», а также признать родственников польских офицеров потерпевшими по делу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно